СЕКРЕТ ЛЬНЯНОГО ВОЛОКНА
Что ожидает отрасль в ближайшие годы
Когда-то лён был визитной карточкой всего севера области. Для его выращивания в регионе отводилось до 48 тысяч гектаров. Действовали льнозаводы. С конца 1980-х в силу ряда причин льнопроизводство постепенно начало приходить в упадок. К 2005 году под культурой оставалось чуть более 2 тысяч гектаров. Однако лён стал постепенно возвращаться на наши поля, хотя неблагоприятные погодные условия последних лет и недостаток современных технологий не позволяют пока говорить о заметном росте производства.
Ориентируясь на качество
— В настоящий момент общий объем площадей, выделенных под лён в Тонкинском районе, — 2270 гектаров, — приводит цифры главный агроном местного сельхозуправления Екатерина Чугунова. — В соседней Шаранге льном засевают 900 га, а в Семёновском округе — 80. Больше этой культурой в области никто уже не занимается…
Побывав в Тонкине, мы посетили несколько льноводческих хозяйств. Самым крупным по возделыванию культуры является агрофирма «Нива», которая не только выращивает лён, но и перерабатывает его.
— Ситуация в нынешний год, честно говоря, непростая, — говорит исполнительный директор предприятия Андрей Завьялов. — Если в прошлом сезоне мы продавали полученное волокно по 40-45 рублей за килограмм, то в этом — лишь за 30. Объективные причины есть. Люди стали меньше строить деревянных домов — соответственно, меньше используется пакли. Помимо волокна мы производим льноватин, однако его себестоимость получается высокой. Полностью соблюдаем весь технологический цикл. Сырьё пропускается через чесальную машину, где волокно разрыхляется и очищается от костры, чтобы материал получился мягким и качественным…
При этом у льноватина, обладающего бактерицидными свойствами и поддерживающего в домах микроклимат, появился конкурент — джут. Это утеплитель, полученный из малазийского тростника. Правда, некоторые строительные компании уже оценили все преимущества льноватина и принципиально используют только его, ориентируясь на качество.
Технику бы купить
Большую практическую помощь в агрономических вопросах оказала хозяйству начальник Уренского отдела филиала Россельхозцентра Надежда Ширина. Её консультации помогли наладить технологию выращивания льна, сырья стало в достатке.
«Нива» старается пользоваться всеми видами областной поддержки, предусмотренными проектом «Развитие льняного комплекса в Нижегородской области на 2015-2020 годы». Для примера, из бюджета предприятию возместили половину стоимости приобретённой линии по производству льноватина. А вот купить современную уборочную технику, увы, пока нет возможности.
— Недавно были в Смоленске на Всероссийском дне льна, где встретили представителей машиностроительных заводов, но никто точной цены льноуборочного комбайна и стоимости доставки нам так и не назвал — все ждут, кто предложит больше денег, — рассказывает Андрей Завьялов. — Правда, мне известно, что стоят такие машины не ниже 10 миллионов рублей. Поэтому даже с компенсацией из областного бюджета у нас нет финансовой возможности внести требуемую сумму. Приходится покупать старые комбайны ЛК-4А, собирать по округе весь металлолом и пускать на запчасти…
К слову, в этом году погектарная поддержка льняной отрасли выросла. «Нива», например, получила примерно 6400 рублей на га посевов.
В хозяйстве с уборкой льна не спешат — ждут, пока созреют семена. В этот сезон на предприятии решили пополнить семенной материал за счёт собственного урожая. Если бы речь шла только о сборе льна-зеленца, работы в поле начались бы ещё двумя неделями ранее.
По стопам отца
А вот в фермерском хозяйстве Олега Громова механизаторы уже начали убирать лён.
— Фермерствую только два года, хозяйство в течение десяти лет создавал мой отец — Георгий Григорьевич, который, к сожалению, ушёл из жизни, — рассазывает хозяин. — Лён сею тоже второй сезон. На переработку сдаю в Кировскую область. Прибыль есть с учётом дотаций. Лён выращиваем на площади 470 гектаров. Хотелось бы расшириться, но пока не позволяет финансовое состояние. Свободная земля рядом имеется, но она заросла, и для её разработки нужны большие вложения…
Площади, которые сейчас обрабатывает фермерское предприятие, тоже еще недавно были не в лучшем состоянии. Много сил и средств пришлось потратить, чтобы вернуть их в оборот. Бывало, даже плуг не брал одичавшую пашню.
В будущем мечтает Олег Громов организовать свою линию переработки льна.
В КФХ в сезон трудятся четыре человека. Уборка льна начинается с процесса теребления, чем и занялись механизаторы. Когда культуру специальными машинами вытеребят, она должна недели две полежать в поле. Хорошо бы, в этот период были дожди или туманы, чтобы влага помогла льну дойти до нужной кондиции, стать крепче. Полученную тресту соберут и начнут прессовать. Приобрели для этого новый пресс-подборщик.
А вот с уборочной техникой, увы, сложно, — вся она видавшая виды, и зачастую поломки тормозят сроки полевых работ. Парк машин нужно, конечно, обновлять. Необходима, скажем, ворошилка, чтобы поднимать лён.
— В КФХ работаю почти год, до этого со льном тоже иметь дело доводилось, — вступает в разговор механизатор Виталий Ашихмин. — И поле это мне хорошо знакомо, когда-то уже пахал и сеял его. Сегодня первый выход, готовлю технику, чтобы избежать поломок. Не хочется терять времени потом из-за какой-нибудь внезапной неполадки.
Лён-долгунец — влаголюбивое растение, развивающееся при температурах от 15 до 18 градусов, а когда столбик термометра поднимается выше 22-25, он замедляет рост и начинает ветвиться. Вот поэтому его называют культурой длинного дня, то есть умеренного климата, который наиболее выражен как раз на севере нашей области.
Программа поддержки и возрождения отрасли в регионе к 2020-м годам, по задумке разработчиков, должна обеспечить прирост выручки от льнопроизводства свыше 40 миллионов рублей. Осталось проверить на деле верность сделанных расчётов.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.