Жаркое лето сорок третьего

«Волжский вал»
После шестого бомбового удара по Горькому, который обрушился в ночь с 13 на 14 июня, наступило затишье. У горожан появилась надежда, что враг оставил город и больше не повторятся кошмарные ночи с пожарами и взрывами бомб. Но приближалось 22 июня 1943 года — два года с начала войны. Неужели враг пропустит эту «знаменательную» для себя дату и не «отметит» ее очередной бомбардировкой. С ее приближением напряжение в городе возрастало. Поползли тревожные слухи, что после уничтожения автозавода, бомбить будут весь город. Все, у кого была возможность, продолжали покидать город.
О том, то случится 22 июня, мы вам еще расскажем, а сейчас продолжим проникать в тайны скрытой войны, которую форсировал в советском тылу, созданный фашистами разведывательно-диверсионный орган «Цеппелин». Есть военная легенда, в которой говорится, что против городов Поволжья была спланирована операция «Волжский вал». Документальных подтверждений о существовании этой операции до сих пор не найдено, но то, что летом 1943 года активизировалась немецкая разведка — очевидно.
Руководитель диверсионной группы «Цеппелин-норд» позже дал показания о сущности этой операции:
«Дело в том, что заброска мелких групп диверсантов не давала должного эффекта. Поэтому ставилась задача организовать на советской территории крупные диверсионные формирования. В первую очередь было намечено нанести удар по советским коммуникациям, связывающим Урал с фронтом, и по оборонной промышленности. Это предполагалось осуществить, организовав одновременный подрыв нескольких мостов через Волгу, причем коммуникации должны были выйти из строя на продолжительное время. Результаты диверсии незамедлительно сказались бы на положении советского фронта. Кроме того, подобные диверсии могли убедить население в наличии внутри государства сил, враждебных советскому строю.
Мы рассчитывали, что для ликвидации диверсионных групп крупного масштаба потребуется помощь действующих частей Красной армии — местные органы не в состоянии оказать должное сопротивление диверсионным формированиям. Крупные, хорошо вооруженные группы сумеют привлечь на свою сторону немецких военнопленных, освобожденных ими из лагерей. Растущие диверсионные группы будут останавливать поезда с оружием и вооружать лиц, присоединившихся к ним».
В1943 году заброска агентуры в советский тыл возросла в полтора раза в сравнении с предыдущим годом.
Наиболее крупные диверсионные группы забрасывались в Пермскую область, в район Архангельска, на Урал. Диверсантами был взорван ряд участков железных дорог, идущих к фронту. Шесть разведывательно-диверсионных групп было заброшено в Ульяновскую область.
Предполагалась заброска подобных групп диверсантов в Ярославскую, Горьковскую, Куйбышевскую и Саратовские области.
О массовых заброске диверсантов на территорию Горьковской области ничего неизвестно, возможно военные документы контрразведки ждут очереди на рассекречивание, но кое что все-таки, хотя бы в формате слухов, просочилось. Например то, что на территории Борского района Горьковской области истребительный батальон и сотрудники НКВД действительно вели бой с группой немецких десантников, пытавшихся прорваться к мосту через Волгу.
Самолет в лесу
Мы уже рассказывали вам о самолетах-призраках, пролеты которых фиксировались на картах частей Горьковского корпусного района ПВО. Но эти самолеты фиксировались только постами дальних наблюдений, в зоне .действия ПВО они не появлялись. Понятно, что просто так они не летали, но тогда зачем жаловали? Многие самолеты просто растворялись: замечены были, что куда-то летели, но обратно не возвращались.
Полеты самолетов-призраков начались еще в 1942 году. В «Журнале боевых действий» одного из подразделений, защищавших город отмечено, что 10 июня поступило сообщение от постов ВНОС о шуме моторов неизвестного самолета. В Горьком была объявлена воздушная тревога, даже начали стрелять зенитки в район предполагаемого появления самолета, но он не появился. Такая же история повторилась 16 и 26 июня.
Позднее военных поисковиков возникла версия, что в глухих районах европейской части нашей страны могли быть тайные базы люфтваффе. И в своих предположениях они не ошиблись. Действительно такие базы были. Некоторые из них разысканы.
Когда мы говорим, что массовой заброски диверсантов в нашу область не было, то это не значит, что их не было вообще. Выброска десанта на парашютах — дело заметное, обязательно объявятся свидетели и погоня за не прошенными гостями неизбежна. Другое дело посадить самолет на подготовленную площадку. доставить людей, оружие, взрывчатку и провиант.
Об одном из таких тайных аэродромов бытовала молва в Семеновском районе, где местные жители частенько видели заходящие на посадку самолеты без опознавательных знаков. В годы войны не полагалось быть слишком любопытными да и никому в голову не пришло бы, что это могли быть немецкие самолеты, пока не наткнулся на лесной аэродром местный егерь. На поляне стоял двухмоторный самолет, рядом с которым стояли летчики, курили и о чем-то разговаривали явно не на русском языке. Егерь затаился и не стал подходить к самолету, а быстрыми бесшумными шагами направился в райцентр сообщить об увиденном.
Сразу-то ему, конечно, не поверили. Бывало, что под Семеновом садились военные самолеты на запасные оперативные полевые аэродромы, может и на этот раз прилетел свой военный самолет, а егерю привиделось невесть что. Но, подумав, все же выслали бойцов местного истребительного батальона на разведку. Добравшись по лесным дебрям до самой поляны, бойцы самолет не обнаружили, но следы от колес были хорошо заметны. Обнаружены были окурки и какие-то распакованные контейнеры. Что это был за самолет? Доставил ли он группу диверсантов или только необходимое им снаряжение? Все это пока покрыто тайной. А может быть, именно с этой группой диверсантов, доставленных неизвестным самолетом, вел бой истребительный батальон в Борском районе.
Крах «Цеппелина»
Сам инициатор операции «Цеппелин» Вальтер Шелленберг в своих воспоминаниях так оценивал результаты своего детища:
«…Нам удалось совершить только ряд мелких налетов… Однако это были булавочные уколы, не имеющие серьезного значения, если не считать, что для их отражения отвлекалось определенное число подразделений НКВД. Они ни в малейшей степени не отразились на боеспособности русских армий…
…Понятно, что органы НКВД сумели причинить нам немалый вред и, что еще хуже, начали засылать своих людей через фронт с заданием внедрить в операцию «Цеппелин», чтобы подрывать ее изнутри».
Операция «Волжский вал» развалилась, практически не начавшись. Видимо поэтому она и осталась в истории войны не заметной.
Операция не сложилась, но это не значит, что Горький перестал интересовать вражескую разведку. Самолеты-призраки время от времени появлялись в пределах области.
Январь 1944 года. Агент В. Сидоренко сброшен на парашюте в Гороховецком районе. Ему предписывалось собрать сведения об авиационном заводе. Требовалось также выяснить, какие повреждения причинены Горьковской электростанции от бомбардировок немецкими самолетами. Каково политико-моральное состояние жителей и имеется ли соглашение у Советского Союза с Америкой о выпуске американских конструкций самолетов. С повинной в органы власти не явился. Итог — расстрел.
Январь 1945 года. Группа агентов немецкой разведки в составе Литвиненко, Валько, Пюрко приземлилась в Воскресенском районе.
«Для практического выполнения задания немецкая разведка снабдила их фиктивными документами, чистыми бланками, мастичными печатями от имени различных воинских частей, советскими деньгами в сумме 400 тысяч рублей и личным оружием».
При аресте были изъяты антисоветские листовки «Он еще пригодится», обращения «Товарищ», «Манифест», «Русский народ должен знать правду», «Ленинские заветы».
То ли идейная направленность имевшейся у них литературы сработала то ли чувствовалось уже близкое окончание войны, но агентам повезло — 10 лет лишения свободы каждому.
В этих двух историях с агентами есть одна загадка. Откуда же они могли прилететь, если Горький и Горьковская область были в это время вне досягаемости вражеской авиации? Тут есть о чем подумать.
Публикацию подготовили Вячеслав ФЕДОРОВ и Андрей ДМИТРИЕВ.

Спасая город
В одной из наших публикаций мы рассказывали о таране фашистского бомбардировщика, который совершил в ночь с 12 на 13 июня 1943 года летчик старший лейтенант Михаил Белоусов. Он перехватил вражеский самолет «Хейнкель-111» над селом Красным Сосновского района. Именно по этому маршруту бомбардировщики заходили на Горький.
Мы рассказывали, что Михаил Белоусов был летчиком перегоночная авиаэскадрильи, которая базировалась на аэродроме авиационного завода, Основным ее делом было перегонка новых самолетов на фронт. Летчики в авиаэскадрильи были опытные с большим количеством часов налета, умеющие хорошо ориентироваться в полетах и днем и ночью. Дополнительной боевой задачей авиаэскадрильи было прикрытие города Горького от налетов вражеской авиации. Каждый день лета 1943 года звенья авиаэскадрильи находились на боевом дежурстве, готовые по первому сигналу тревоги подняться в небо.
Михаил Белоусов вылетел на перехват вражеских бомбардировщиков, когда они были еще далеко от цели.
Нам удалось разыскать письмо его однополчан, опубликованное в одной из нижегородских газет:
«В ночь, когда был произведен таран, Белоусов барражировал в небе на предполагаемом направлении полета вражеских стервятников.
Вдруг впереди себя он заметил два колеблющихся языка пламени — выхлопы из двигателей. Набрав высоту он повел свой истребитель к цели и пошел на сближение. Экипаж «Хейнкеля» заметил преследователя применил обычный тактический прием фашистских пилотов — уйти на большой скорости под линию естественного горизонта, во тьму, где охотник-истребитель будет лишен возможности вести прицельный огонь.
Старший лейтенант Белоусов открыл огонь из пушек. Бомбардировщик продолжал лететь, видимо снаряды прошли мимо. Белоусов повторил атаку. Кромешная темнота мешает прицеливанию. Летчик стреляет наугад, по предполагаемой цели и когда закончился боекомплект, решает идти на таран. Удар винтом пришелся по верхней части хвостового оперения бомбардировщика и тот пошел вниз. Белоусову не хватило высоты, чтобы выйти из атаки»,
Нам удалось найти и фотографию летчика. Когда-то красные следопыты Сосновского района вели поиск его родных. Они удалось установили, что летчик был родом из села Вертуновки Пензенской области. Отыскался и отец героя. Он сообщил, что перед войной семья жила в Подмосковье на станции Лобня. Михаил закончил местный аэроклуб и решил стать кадровым летчиком. Когда началась война, он просился на фронт, но его направили в Горький, где он облетывал новые самолеты и перегонял их на фронт.
Старший лейтенант Михаил Иванович Белоусов был похоронен на Канавинском кладбище. Уцелела ли его могила? А вот память о нём мы могли бы и потерять.