ПРОШУ НЕ ДРАЗНИТЬ

Как помочь ребёнку преодолеть робость

— Застенчивость — это не враг, это нормальное проявление человека, особенно ребенка, в какой-то сложной ситуации, — говорит практический психолог центра социальной помощи семье и детям «Журавушка» Екатерина Дерябина . — Выйдя к доске перед всем классом, естественно, он смущается. К нему обратился незнакомый человек — совершенно естественно испытать застенчивость. Ребенку нужно помочь преодолеть робость.

Для этого родители должны осторожно создавать развивающие ситуации. Например, сыну или дочке сложно знакомиться с детьми, а соседский ребенок готов познакомиться и подружиться. Родители должны помочь этому знакомству, тогда у их малыша возникнет положительный опыт знакомства, который он сможет применить и в другой раз.

Следующий шаг — научиться приглашать кого-то в игру. Мама и папа могут подсказать, как это делать. Затем, вероятно, возникнет какая-то следующая задача, и постепенно ребенок с помощью старших будет решать одну задачу за другой. Такой процесс будет не борьбой с застенчивостью, а помощью в том, чтобы с ней справляться. Родители должны понимать, что чувствовать застенчивость, смущаться — это нормально. Внимательные взрослые знают, что могут их дети, а что для них сложно и проблематично. Об особенностях своего ребенка надо говорить с воспитателями, с учителями, особенно в первые три года обучения в школе. Если ребенку оказывается всяческая поддержка, он сам начнет справляться.

В центре «Журавушка» есть программа «Воспитание на основе здравого смысла». Родителям объясняют, как научить ребенка новому и сложному для него. У мальчика в третьем классе возникла необходимость в постоянном ношении очков. Ребенок очень стеснялся этого, и, по совету психолога, было решено, что он выйдет перед всем классом и объяснит, что носить очки ему необходимо. Мальчик сказал ребятам, что не хочет надевать очки, что это его очень смущает, но выбора нет. Он попросил поддержки, и дети действительно услышали своего одноклассника. Это был храбрый поступок, к которому мама и сын готовились. Первым шагом было принятие решения поступить именно так, продумать, что именно говорить классу. Второй шаг — это прорепетировать. Тренировки помогли, и выступление у доски было уже не так страшно.

Очень важно в сложной ситуации спрашивать ребенка: «Тебе нужна моя помощь?». Сами взрослые должны создать ситуацию откровенности и быть примером. Мама может тоже быть застенчивой, но она расскажет сыну, как справляется и что у нее получается.

Если же начинают «давить» застенчивость, стараясь искоренить ее в ребенке, жестко заставлять делать это через силу, то может появиться страх. Этого нельзя допускать, потому что страхи ведут к болезненным состояниям.

Анна РОДИНА.