ЧТО НА СЕРДЦЕ У ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
Тревоги и надежды
Где же наш хлеб?
СПК «Заболотновское» и его руководителя Владимира Галочкина в нижегородском АПК знают хорошо. В Сокольский район судьба привела Владимира Дмитриевича в самые непростые для страны времена, в начале 1990-х он стал руководить Ширмакшинским льнозаводом. Когда отрасль заглохла, возглавил «Заболотновское». С председателем встретились мы случайно в районном сельхозуправлении, и мимолётная встреча вылилась в обстоятельный разговор не только о весенних хлопотах предприятия, но и о насущных проблемах всего сельского хозяйства.
— Мы — аграрная страна и не можем иначе, нефти нам и внукам, наверное, хватит, но надо ж думать и о другом, — размышляет Владимир Галочкин. — Всё меньше на прилавках натуральных продуктов. Где традиционно качественный российский хлеб? Наша область не попадает даже в число пятнадцати регионов, чья хлебобулочная продукция остаётся на высоте. Почему мы до сих пор завозим картофель из Египта, а молоко из Белоруссии, причём сухое? И это когда официально взят курс на импортозамещение…
Наболело на сердце у заслуженного агрария. Слишком много души и сил было вложено им в то дело, которое он считает главным на нашей земле. Сейчас, когда стремительно падают закупочные цены на сельхозпродукцию, оставляя крестьян без прибыли, необходимой для развития, Владимиру Дмитриевичу приходится снова бороться за выживание, практически как тогда — в 1990-е.
Ещё буквально год назад он, как и другие председатели, гнался за большими урожаями, а теперь неизвестно, что с ними делать. У знакомых картофелеводов соседнего Городецкого района в закромах осталась не одна тысяча тонн картошки. У самого на складах зерно до сих пор ожидает достойной цены, а ведь не заметишь — как начнётся очередная уборочная. А уж тогда новый урожай собьёт цены окончательно.
Обременяют бюджет хозяйств и цены на электроэнергию. 8 рублей 24 копейки за киловатт для крестьян — удавка. В соседних регионах тарифы ниже. Село, которому сейчас и так нелегко, должно платить по самым высоким ставкам. Про коровники, отапливаемые теперь, в XXI веке, дровами, «ЗН», увы, уже писала неоднократно. Впрочем, радиус порочного круга шире. В своё время, модернизируя производство, хозяйства повсеместно стали приобретать передовую импортную технику. Эффективность полевых работ повысилась в разы, но недавний скачок курса валют серьёзно отразился на цене и без того дорогих запчастей. Что ж, рынок есть рынок, но недоумевает Владимир Галочкин, почему в Нижегородской области, слывущей одним из промышленных центров России, нельзя наладить выпуск своих комплектующих? Даже такую мелочь, как болты и гайки, приходится покупать за валюту.
Ну и, пожалуй, один из главных острых вопросов на сегодня — кадры. Который год в «Заболотновском» пытаются найти молодых специалистов, да что-то выпускники аграрных вузов и средних специальных учебных заведений не спешат покидать города, отказываясь от выбранной профессии.
— Недавно к нам снова приезжали трое практикантов-ветврачей из техникума в Юрьевце, у них скоро выпуск, но ветеринарами на селе никто из них работать не хочет, — разводит руками Владимир Дмитриевич. — Думают устроиться где-нибудь в городе. А ведь мы уже сейчас готовы предоставить им жильё, где завершён качественный ремонт, проведены газ и другие коммуникации. Мы готовы дать им служебные автомобили, а также стартовую зарплату в 30 тысяч рублей с перспективой её ощутимого роста. Кто в городе с ходу предложит такие условия? Видел статистику: только 7 процентов выпускников профильных заведений идут сейчас на село. Думаю, такая трата бюджетных средств на профессиональное образование для экономики страны — просто расточительство.
Главная опора
Однако на то, чтобы бесконечно клясть судьбу, у Владимира Галочкина времени нет. Хозяйство в его руках большое, ответственность велика, да и коллектив подводить нельзя. Предприятие даёт стабильный заработок многим семьям. Сейчас по штату в хозяйстве трудится 145 человек. Работы хватает. Основное направление предприятия — производство молока. В животноводстве — порядка 1400 голов КРС, из которых 525 коров дойного стада. Продукция поставляется на Городецкий молокозавод. Как известно, требования к сырью у этого переработчика серьёзные, поэтому молоко должно идти высшим сортом.
Качество достигается за счёт богатой кормовой базы. Кормами предприятие обеспечивает себя полностью. Для этого у «Заболотновского» имеется 3700 гектаров земли — часть в собственности, часть в аренде. Около 700 га ежегодно отводится под пшеницу, 200 под горох, а ещё сеют овёс и травы. Занимается хозяйство и продовольственной рожью. Увы, на рынке она сейчас востребована слабо, от реализации прибыли немного, но культура необходима для севооборота. В былые времена ржаной клин доходил до тысячи гектаров, сейчас осталось только 300, дальше сокращать нельзя.
В последнее время СПК «Заболотновское» кредитов не берёт. Ещё лет десять назад привлекаемые кредитные средства доходили до 20 млн рублей, но в последнее время процедура получения настолько усложнилась, что лучше рассчитывать на собственные силы. Недавно думали взять кормоуборочный комбайн, но в кредитный договор банк включил личную ответственность руководителя. Председатель СПК не является полновластным хозяином предприятия, поэтому к чему вешать на себя и свою семью такие долги. Приходится изыскивать деньги для покупки техники в бюджете хозяйства.
Главная опора Владимира Галочкина — его сын Андрей. Андрей Владимирович встретил нас на машинном дворе — важнейшем производственном участке новой весенней кампании.
— Мой путь в сельское хозяйство был сложным, — говорит он. — До 17 лет я прожил на селе. За это время успел поработать на току и даже помощником комбайнёра. Потом 23 года работал в системе МВД и, дослужившись до звания полковника, вышел в отставку. Оказавшись на «гражданке», решил помочь отцу — вижу, скольких трудов ему стоило спасти предприятие, которое и я считаю родным.
Все категории открыты
Машинный двор, на котором мы встретились с Андреем Галочкиным, в скором времени будет огорожен, и после продолжится уже начатое благоустройство территории. Офицерский подход заместителя директора чувствуется даже в вопросах организации производства. Во всём должен быть порядок. И люди вокруг чётко знают свои обязанности.
— В хозяйстве я с 1988 года, ненадолго уходил работать водителем школьного автобуса, но в «Заболотновском» многое менялось в лучшую сторону, поэтому вернулся, — говорит механизатор Владимир Михайлов. — У меня все водительские категории открыты, так что могу работать практически на любой технике. Раньше был комбайнёром, но, когда на смену стареньким «Енисеям» пришли современные машины, пересел на трактор. В поле весь сезон — от посевной до уборочной.
Среди лучших механизаторов хозяйства — Анатолий Кутомкин и Андрей Аверин, которых мы тоже застали за подготовкой техники. На плечи этих людей и их товарищей ложится основное бремя полевых работ.
— Выйдя в поле, сначала занялись подкормкой озимых и трав, после перешли к боронованию, ну а уж потом и сеять начали, — объясняет Андрей Галочкин. — К весне готовимся с осени, перепахиваем площади — это облегчает работу с землёй. Используем традиционную технологию обработки почвы. Пробовали «минималку», но пришли к выводу, что дедовский метод более простой и эффективный. К тому же мы выращиваем клевер, а у него сильная и глубокая корневая система, что требует оборота пласта.
Изменение цен на рынке зерна и климатические аномалии вынуждают думать о стратегии каждой посевной. Кукурузу не сажают — почвы не ахти, да и погода здешней полосы не даст растению вызреть полностью, не стоит рисковать. Если ситуация с ценой на пшеницу не изменится, сто гектаров, предназначенные для неё, можно будет отвести под рапс. Сеять его целесообразнее в качестве сидерата и кормовой культуры: для выращивания на масло опять же не хватает благоприятных климатических условий. Увеличиваются площади под травы, потому что в «Заболотновском» при кормозаготовке хотят постепенно от силоса переходить к сенажу в упаковке. В качестве добавок используются комбикорм и подсолнечный шрот. Есть планы приобрести оборудование для производства экструдированных кормов. Делается всё возможное, чтобы увеличить объёмы и качество надоев.
При этом резко наращивать поголовье в хозяйстве не планируют. Рассуждают так: к чему содержать тысячу голов дойного стада, где каждая корова даёт максимум 5000 кг молока, если можно иметь 500 бурёнок, чей средний удой в районе 8000 кг. В «Заболотновском» эту планку уже держат уверенно. Для животных создаются комфортные условия, дворы постоянно реконструируются. В этом году на одной из ферм будет заменён кормовой стол. Активно ведётся племенная работа — на смену коровам ярославской породы приходят голштинизированные животные. При воспроизводстве стада используется искусственное осеменение. Бычков оставляют на откорм — у предприятия есть постоянный покупатель со своей линией переработки. Семьям работников предприятия тоже нужна свежая говядина. Уж самих-то себя натуральными продуктами крестьяне обеспечить способны.
Впрочем, они готовы пополнить ими и прилавки магазинов.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.
Сокольский округ.