ЛЮДИ ОСТАЮТСЯ ЗА БОРТОМ

После развала сельхозпредприятия будущее туманно

Трудовые книжки в заложниках

Зачастили мы в село Толба Сергачского района. А что делать, если местное сельхозпредприятие «Толба Био и К» оказалось в сложной ситуации, телефон в редакции раскалился от звонков жителей.

— Когда после ликвидации совхоза «Толбинский» в середине 1990-х новое предприятие возглавил Фёдор Кудряшов, мы бед не знали, крепко встали на ноги, — вспоминает Владимир Крайнов. — И вот однажды утром узнаём, что хозяйство, оказывается, перешло частному лицу — Виктору Королёву. Нам предложили продать свои земельные паи ему. Пришлось согласиться, иначе платили бы налог за пустующие площади. Вокруг села и так уже не один гектар бурьяном порос. Потом Королёв взял в компаньоны Садретдинова, и получилось, как в поговорке: два медведя в одной берлоге.

— Работал в хозяйстве механизатором, — представляется другой участник встречи Владимир Мотов. — Где-то с 2009-го ситуация на предприятии стала ухудшаться. В итоге в начале прошлого года мы остались совсем без работы. Но главная беда в том, что наши трудовые книжки до сих пор у работодателя, поэтому мы не можем никуда устроиться. Даже на биржу нет возможности встать, ведь мы по-прежнему числимся сотрудниками сельхозпредприятия.

Жертвами произвола стали порядка 30 работников предприятия. Хорошо, если другие члены их семей где-то работают или получают пенсию, а если нет? Нужно ежемесячно оплачивать коммунальные счета, да и жить на что-то. Обманутые труженики обратились за защитой в районную прокуратуру. Оттуда пришёл ответ, что обращение принято к рассмотрению, на руководство предприятия заведено дело об административном правонарушении по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Судебные приставы начали исполнительное производство в отношении ТнВ «ООО «Толба био и К» по факту невыплаты заработной платы в пользу каждого обратившегося, что зафиксировано соответствующими постановлениями. Были опечатаны сельскохозяйственная техника и имущество хозяйства, которые стороны конфликта не успели вывезти или реализовать.

Но особый интерес вызывает документ, показанный одним из бывших механизаторов предприятия. Бумага датирована 1 февраля 2018 года. В ней генеральный директор Ильдар Садретдинов извещает сотрудника, фактически выставленного на улицу ещё в начале декабря, что с 1 апреля он будет официально уволен с выплатой выходного пособия, как того требует трудовое законодательство. Вот так без собрания товарищества виртуально решилась судьба и предприятия, и самих крестьян.

Как выяснилось в разговоре с толбинцами, весь прошлый сезон зарплату в хозяйстве задерживали. Да и платили-то не ахти. Работник получал на руки минимальный оклад — что-то в пределах семи тысяч рублей, и ещё часть неофициально, как говорится, в конверте. Правда, размер, этой «конвертируемой» премии не был стабилен, могли вообще ничего не получить. Вот так и трудились .

В 2015 году, когда предприятие активно занялось картофелеводством и получило неплохой урожай, руководство не спешило делиться с тружениками прибылью от реализации картошки. До сих пор механизаторы и картофелеводы ждут, когда с ними рассчитаются. Долг — порядка 150 тысяч рублей.

Жуткие «подснежники»

Из-за долгов на дворах и производственных участках отключены электричество и вода. Арестованная техника не может участвовать в кормораздатке. В результате начал гибнуть скот. Толбинцы сообщили, что трупы животных у фермы можно увидеть даже сейчас. Мы поспешили на несанкционированное коровье кладбище. Прямо при нас сотрудники Сергачского ветеринарно-санитарного утилизационного завода погрузили в самосвал мертвых коров и повезли мимо опустевших животноводческих помещений с разбитыми стёклами и болтающимися на петлях воротами. Контролировал ход работ руководитель госветуправления Сергачского района Михаил Шигин.

— Хочу сказать, что если бы не действия районной администрации, в частности сельхозуправления, то однозначно вымерло бы всё поголовье, — констатировал Михаил Евгеньевич. — Коров здесь не кормили неделями, приходилось выделять бюджетные средства с целью хоть как-то их поддержать. Чтобы напоить животных, сюда направляли даже пожарную машину…

Получив согласие у собственника Виктора Королёва, специалисты сельхозуправления договорились с местным фермером Вазиром Амояном, чтобы тот организовал кормление животных, а впоследствии выкупил молочные фермы. Однако действия фермера были восприняты генеральным директором Ильдаром Садретдиновым как попытка выдавить его из бизнеса. Сторону руководителя заняли и работники, обеспокоенные, что при очередной смене власти о них забудут окончательно. Волна противостояния перекинулась уже на фермера, который решил не связываться и уступил. В итоге коровы снова остались без корма.

По подсчётам районной ветслужбы, умерло более 10 голов дойного стада. Это те, которых удалось обнаружить в снегу. Пока не известно, какие ещё «сюрпризы» преподнесут тающие сугробы. Ветеринарам приходится постоянно дежурить на месте, чтобы не допустить возникновения очага инфекционных заболеваний.

Основную часть животных удалось спасти, вовремя распределив их по другим хозяйствам. Молодняк пополнил предприятия Сергачского района, а бурёнок увезли в Уразовку.

— Здесь было покрыто всего 40 процентов коров, — разводит руками Михаил Евгеньевич. — Да вы на эти руины вокруг посмотрите — всё разбито, в помещениях холод, навозоудаление не проводится. Без слов ясно, какие тут хозяева. И вот на что должен позариться теперь новый инвестор, увидев эту «красоту»?

Банкрот или не банкрот?

Суд решил удовлетворить исковые требования банка к ТнВ «ООО «Толба био и К» по поводу непогашенного кредита. Из судебных документов следует, что предприятию была открыта кредитная линия с лимитом 27 369 805 рублей на развитие производства. Хозяйству поступали перечисления на модернизацию и капитальный ремонт объектов животноводства. Результаты такой «модернизации» уже описывались выше.

Настало время платить по счетам. В качестве ответчика суд определил генерального директора ТнВ «ООО «Толба Био и К» Ильдара Садретдинова, выступившего поручителем при оформлении кредита. В отношении же Виктора Королёва Арбитражный суд ещё в октябре прошлого года ввёл процедуру реструктуризации долга или, проще говоря, банкротства.

Несмотря на то что хозяйство фактически лишилось производственной базы и персонала, никаких сведений о его ликвидации в официальных источниках нет, и конкурсного управляющего сюда не назначили. Однако персональные уведомления о закрытии предприятия работникам розданы.

В начале этого года несколько бывших сотрудников обращались в суд по поводу возникших трудовых споров. Но дела были прекращены, так как люди отозвали свои иски. По-видимому, работодатель полностью удовлетворил их требования, чтобы не создавать прецедента, ведь в суде бы он однозначно проиграл, и завтра таких заявлений появилось бы десятка три.

Остальные работники надеются теперь только на прокуратуру. Оттуда попросили подождать результатов разбирательства, и хочется надеяться, что справедливость восторжествует.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Фото Николая НЕСТЕРЕНКО.

Сергачский район.