БЕЗ ПАМЯТИ И ВЕРЫ МЫ — НИКТО
Церковь построили на месте разрушенном
Страшный март
Много лет назад в Павловском районе в небольшом селе Малом Иголкине случилась беда.
15 марта 1929 года на масленичной неделе накануне Великого поста местные жители пришли на бесплатный киносеанс. Не в клуб — его вообще не было, а в помещение кустарной артели, расположенной в деревянном сарае площадью 115 квадратных метров. Помещение абсолютно не приспособлено для этих целей — двери открывались внутрь, на окнах — железные решетки. Цех загроможден верстаками и прессами, в подвале запасы легковоспламеняющейся жидкости — масла, керосина, краски.
В тот роковой день в помещении артели было битком народу. Кинопередвижку вопреки всем противопожарным правилам установили у самых дверей.
По свидетельству очевидцев, молодой механик был пьян и во время сеанса решил закурить, как и многие из присутствующих.
От брошенного окурка загорелась пленка, горой сваленная на полу. Деревянный цех вспыхнул как порох. Киномеханик первым выскочил на улицу, обезумевшие от ужаса люди в панике бросились к единственному выходу, но он был отрезан пламенем.
Огнетушителей в артели не оказалось, как и противопожарного инвентаря. Стояли только кадушки с протухшей водой.
В огне погибли сто тридцать жителей села — в основном дети и молодежь, многие получили сильные ожоги.
Спаслись лишь 50 человек — те, кто выбрался через люк, ведущий в подвал, где было небольшое окно.
Хоронили погибших в братской могиле, вырытой на месте пожара. В селе не было дома, которого бы не коснулась эта беда. Советское правительство решило увековечить память погибших, установив памятник на месте пожара, семьям пострадавших оказали материальную помощь. Также решено было построить избу-читальню и школу.
Без вины виноватые
Спустя год после пожара последовали репрессии. Надо было найти виновных — киномеханик скрылся, сбежали и активисты, настоявшие на показе фильма, хотя начальник артели был против. Следствие зашло в тупик. И тогда всю вину переложили на местного священника Фёдора Ушакова, его родных и сельчан, поддерживающих батюшку. Что называется, с больной головы — на здоровую.
Дело в том, что все сельские кустари-металлисты были верующими людьми, некоторые из них входили в церковный совет. Этого оказалось достаточно, чтобы объявить о раскрытии в Малом Иголкине антисоветской группировки в составе 19 человек, которые якобы настраивали население против колхозов и занимались контрреволюционной деятельностью. Нашлись и «доказательства» — рядом с памятником погибшим в огне по решению церковного совета был установлен православный крест.
.
Семь человек во главе со священником приговорили к высшей мере наказания — расстрелу с конфискацией личного имущества, двоих — к десяти годам концлагеря, остальных осудили на три — пять лет с нахождением в концлагере.
Никто не забыт
В 1930-е годы разрушили каменный храм в честь Казанской Божией Матери, где служил отец Фёдор — первый священник этой церкви.
— Она была очень красивой, — вспоминает пожилая сельчанка Валентина Шмелева. — На моих глазах ее ломали, всем жалко было. Как раз напротив церкви и находился цех, где произошел тот страшный пожар. Моя тетя Анна Трубина — родная сестра мамы тоже погибла, задохнувшись в дыму. Ей было всего 18 лет. В тот день она не хотела идти в кино, но ее уговорил жених. Когда они пришли, уже не было свободных мест, ей пришлось пройти вперед. Она не могла выбраться — дверь была заблокирована, а жених остался жив. И жива память. Хорошо, что в селе построили новую церковь. Жаль, что не сделали этого раньше.
Сама Валентина Васильевна после окончания Павловского автомеханического техникума всю жизнь проработала на местном заводе по сборке ножниц, освоив практически все профессии, а последние годы трудилась технологом.
Сюда зовёт душа
С учителем технологии Варежской школы и краеведом Владимиром Плакидиным едем в Малое Иголкино на место пожара, где установлен памятник погибшим. Владимир Ильич — автор книги памяти «Репрессии 30-х годов против крестьян в селе Малое Иголкино», недавно вышедшей в свет. Помогали ему собирать материал две ученицы Варежской школы Ксения Фомичева и Анна Юхнева. Обе они живут в Малом Иголкине.
Девочки убеждены, что каждый должен знать историю своего края. С Аней мы познакомились на территории нового храма.
— Я рада, что в нашем селе открылась церковь, — улыбается она.
Новый деревянный храм в честь Казанской Божией Матери воздвигнут на месте прежнего напротив памятника жертвам пожара. Строили его шесть лет.
В помещении пахнет хвоей — церковь сооружена из бревен хвойных пород. Нас встречает староста Наталья Пронина. Ее муж Валерий Викторович принимал участие в строительстве церкви, возглавлял бригаду рабочих.
— Пока здесь не отапливается, еще не подключили котел, — рассказывает Наталья Владимировна. – Включаем камин, когда холодно. Практически всё сделано, не хватает церковной утвари в алтарь.
Все иконы новые, две из них пожертвовали недавно, на днях приобрели паникадило и светильники.
— Служба у нас проводится пока три раза в месяц, — продолжает староста. — Приходят из других деревень. Без веры нельзя жить. У нас верующая семья, мы с мужем венчались 30 лет назад, причащаем внучек. Теперь есть где молиться. Нет слов, чтобы выразить нашу радость.
Инициаторы строительства церкви в селе — Фёдор Севрюков и Тамара Малешова. Они же и основные благотворители.
Тамара Фёдоровна возглавляет одно из сельхозпредприятий в Сосновском районе, живет в Малом Иголкине, ее дом находится рядом с храмом.
Фёдор Анатольевич учился в местной школе, позднее переехал в Нижний Новгород, где работает врачом, но на малой родине он бывает часто, навещает маму, живущую в соседнем селе Большое Иголкино. Он же контролировал все строительные работы, а сейчас занимается документацией.
— Вопрос, где строить храм, даже не стоял, — говорит Фёдор Севрюков. — Это необычное место — именно здесь прежде находилась церковь, рядом была школа и братская могила. Это моя малая родина, сюда зовет душа. Храм есть, село станет жить еще лучше.
На Пасху в новой церкви будет праздничное Богослужение. А в мае состоится ее освещение. И вновь зазвонят колокола в Малом Иголкине.
Светлана ГУНДОРОВА.
Фото автора.
Павловский район.
#газета #землянижегородская #павлово #храм #малоеиголкино #православие #возрождение