26_2011_5-3
Posted in Экономика
05.07.2011

Что важнее — цена или качество?

Мы то, что мы едим, утверждал один философ. И пьем, дополнял коллегу другой. Увы, регулярное употребление молочной продукции для многих из нас еще не стало доброй привычкой. Между тем всего 500 граммов молока в день способны уберечь человека от многих страшных болезней, в том числе онкологических.
— Молоко полезно и детям, и взрослым, так что в рационе питания оно обязательно должно присутствовать, — уверяет сотрудник института детской гастроэнтерологии Екатерина Назарова. — В молоке содержатся все необходимые человеку вещества, причем компоненты идеально сбалансированы и легко усваиваются организмом. Пищевая и биологическая ценность этого продукта бесспорна…
В Нижегородской области сейчас насчитывается 68 предприятий молочной отрасли. Тридцать из них относятся к крупным и средним.
— Молокозаводы сумели сохранить лучшие традиции отечественных производителей, — говорит начальник отдела пищевой промышленности министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области Людмила Тимофеева.
По ее мнению, система добровольной сертификации, введенная в нашем регионе, значительно укрепила позиции добросовестных производителей. Значок с зеленым листком и голубой каплей, украшающий этикетки, служит для покупателя напоминанием, что он берет натуральный товар без генетически модифицированных организмов.
Строгое соблюдение техрегламента — вот основной прин­цип, которым надо руководствоваться, если рассчитываешь добиться высокого качества продукции.
26_2011_5-126_2011_5-2— У меня 27 поставщиков сырья, — рассказывает генеральный директор ЗАО «Молоко» (Городец) Нина Квасникова. — Хозяйства не имеют возможности детально проводить исследования, у нас же на предприятии три лаборатории…
Она вспоминает, как непросто порой шли переговоры с сельхозпредприятиями. Как трудно пробивалась в сознание ряда руководителей мысль о необходимости менять организацию производства. Но ведь пошли на это, реконструировали помещения, заменили оборудование и теперь нисколько не жалеют — качество продукции стало гораздо выше.
— Программа поддержки животноводства в Нижегородской области преобразила отрасль, спасибо за это правительству региона, — говорит генеральный директор группы предприятий «Шахунское молоко» Анатолий Маликов. — Появилось много новых ферм, работающих по-современному, выпускающих высококачественную продукцию…
Кстати, техническим переоснащением активно занимались и предприятия переработки.
— Многие говорят о стоимости услуг по сертификации. Но дело, собственно, не в этом, — считает Анатолий Маликов. — Надо оценивать подготовку предприятия к тому, чтобы выпускать качественную продукцию. Именно здесь основные затраты, и без них не обойтись, если хочешь быть конкурентоспособным на рынке.
Сельскохозяйственные животные в регионе находятся на постоянном контроле, начиная с рождения, заверил заместитель руководителя комитета государственного ветеринарного контроля Нижегородской области Дмитрий Никулин. Проводятся проверки коров на гематологию, лейкоз, мастит и другие заболевания.
Каждая партия молока должна сопровождаться ветеринарным свидетельством, этот документ подделать невозможно, он имеет несколько степеней защиты. В свидетельстве указаны данные ветеринарного врача, который его выписал. Так что ответственность за качество продукции носит персональный характер.
Нередки нарекания ветеринаров по отношению к торговле. Претензии к продавцам есть и у молокозаводов. Ведь нередко их качественная продукция попадает к потребителю испортившейся. Зачастую продукт оказывается негодным по вине мини-цехов, занимающихся фасовкой, отмечает эксперт Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Наталья Белова. В погоне за прибылью горе-предприниматели не гнушаются ничем, и о здоровье покупателей у них голова не болит.
Торговые сети заинтересованы в увеличении сроков годности пищевой продукции. А добиться этого производитель может двумя путями: либо применяя более совершенные технологии и упаковку, либо добавляя консерванты. Так что, прежде чем сделать выбор, потребителю необходимо очень внимательно прочитать этикетку, рекомендует Наталья Белова.
— Предприятия — обладатели известных брендов имеют свои службы качества, лаборатории, квалифицированных специалистов, — говорит исполняющий обязанности директора Нижегородского центра сертификации Рубен Гиноян. — Так что качество их продукции подтверждено. А вот условия хранения пищевых продуктов в торговых сетях иногда далеки от идеальных…
— Бывают случаи, когда наши йогурты даже не ставят в холодильник, — говорит заместитель директора ОАО «Борский молочный завод» Виктор Скрыльников. — Ненатуральный продукт может жить вечно, у нашего же товара срок годности невелик. А ведь при его изготовлении используются только качественные ингредиенты. Молоко нам поставляет Лысковский плодопитомник, который, как и Борский молочный завод, принадлежит компании «Гамми».
Восемьдесят процентов йогуртов потребляют дети, уверен Виктор Михайлович. Качеству этой продукции надо уделять самое пристальное внимание. Именно этот критерий должен быть основным при определении поставщиков йогуртов в учреждения социальной и бюджетной сферы.
Нормами федерального законодательства о проведении конкурсов недовольны многие.
— Шестьдесят процентов успеха определяет цена. На мой взгляд, это совершенно неверный подход, — считает Рубен Гиноян.
— Мы со своим маслом в детские учреждения пробиться не смогли, — поддерживает его Нина Квасникова. — Мол, слишком дорогое, а вот на то, что оно натуральное, почему-то внимания не обратили. С другой стороны, я знаю, что в детсады иной раз поступает дешевая продукция сомнительного происхождения.
Человек, заботящийся о своем здоровье, ориентируется только на тех производителей, добросовестность которых не вызывает у него сомнений. Очевидно, такое право должно быть и у организаций, которые ведут закупки продукции для государственных и муниципальных нужд.
Подготовил

Александр ЗАБАШТА.
Фото Анатолия ЧЕПЕЛЫ.