Мясное подразделение старшего прапорщика
Алексей Путиков живёт в Тоншаево. Отслужил в системе спецучреждений и в звании старшего прапорщика вышел на пенсию. Но на одни пенсионные выплаты прожить трудно — решил заняться сельским хозяйством. Родители всегда держали подворье, так что с крестьянским трудом был знаком.
Двоюродные братья Алексея когда-то работали механизаторами в колхозе, их опыт очень пригодился. Создали фермерское хозяйство.
Для начала взяли 20 гектаров земли.
— КФХ оформили в 2012 году, — рассказывает Алексей Сергеевич. — Купили старые трактор и комбайн, оставшиеся от обанкротившегося колхоза, и начали выращивать зерновые — пшеницу и овёс. Землю сначала брали в аренду, потом оформили в собственность. Сейчас у нас 110 гектаров…
На севере области зерно выращивают исключительно на фураж. Здесь главная отрасль — животноводство. Алексей Путиков с братьями завели коров, но от производства молока сразу отказались — для него требуется слишком многообразная и насыщенная кормовая база, да и логистика сложная — ближайший молокозавод только в Шахунье.
Занимаются откормом, скот продают живым весом. Попутно завели овец. Конечно, для русской кухни баранина не традиционна, но вокруг Тоншаева целая сеть предприятий лесной промышленности, где трудится много гостей из Средней Азии — для них это основа национальных блюд.
В 2013 году фермерское хозяйство получило грант — более одного миллиона рублей. На выделенные деньги купили два трактора. На этом не остановились. Взяли в банке кредит и поставили двор на 50 голов, чтобы в будущем заняться разведением герефордов.
К слову, сетует Алексей Сергеевич на то, что в том же Россельхозбанке всё сложнее стало оформлять кредиты. Предложения теперь начинаются от полутора миллионов рублей, но небольшому хозяйству часто требуются меньшие суммы. Да и сроки погашения предусмотрены слишком уж короткие. А ведь получить хоть какую-то прибыль с мясного производства можно, как минимум, через два года, для полного же становления вообще требуется лет пять.
Недавно фермеры погасили кредит, взятый на постройку двора. Теперь нужно закупить маточное поголовье герефордов, но для этого, вероятно, опять придётся занимать деньги у банка.
Чтобы не обременять хозяйство долгами, все сезонные полевые работы хозяева проводят за свой счёт. Семенной материал собственный. Раз в два-три года закупают элиту.
Система севооборота самая простая — трёхпольная. Помимо пшеницы и овса сеют смесь трав.
Минувший сезон для фермеров, как и для других сельхозпроизводителей области, выдался нелёгким. Из-за погоды график полевых работ сдвинулся дней на двадцать. Хорошо, что с осени была поднята зябь, это выручило в условиях затяжной весны. Когда соседи наконец-то выехали в поле пахать, Алексей Путиков с братьями уже начали сеять. Ну а техника не подкачала, хоть и далеко не новая. В умелых руках опытных механизаторов тракторы и навесное оборудование работали без сбоев.
Кормов удалось заготовить вдоволь.
Жаль, нет сушильного оборудования, а то объёмы производства зерна можно было бы увеличить — бесхозной земли в округе ещё хватает.
— Хорошая программа есть в области по компенсации затрат на покупку сушилок, однако сначала их нужно приобрести самому и только потом получить компенсацию — это нам не по карману, — разводит руками Алексей Путиков. — Нам бы для начала парк тракторов обновить…
Основная задача хозяйства на новый сезон — заселить дворы маточным стадом, хотя бы в десять голов. Потом надо будет наладить воспроизводство. На первых порах планируется использовать быков, а потом перейти на искусственное осеменение — осеменатор в районе есть.
Свою убойную площадку решили не оборудовать — при таких небольших объёмах это пока нецелесообразно. В Тоншаеве есть уже такой объект, всегда можно воспользоваться его услугами. Основная масса продукции будет реализовываться, как и прежде, живым весом.
Фермеры рассчитывают на достойную прибыль. В мясной отрасли в этой части области конкурентов немного, а спрос хороший.
По мере увеличения поголовья будут расширяться и площади под кормовыми культурами. Вероятно, придётся нанимать и сезонных рабочих, а также скотника. Пока же справляются силами семьи — мужчины в поле с техникой, а на дворе с хозяйством — жена одного из братьев.
Для Тоншаева, где молокопроизводство развито слабо в силу дефицита кадров и проблем с обеспечением сбалансированных кормов, мясная отрасль — реальная перспектива развития сельского хозяйства и повышения доходов жителей.
По этому пути начинают идти северные и малонаселенные территории страны. Например, в прошлом году Большеуковский район Омской области, где проживает всего 5 тысяч человек, а климат не позволяет производить зерно, необходимое для молочного животноводства, взял ориентир на мясную отрасль. В конце 2017-го в Сысольском районе Республики Коми появилось племенное хозяйство по разведению мясных пород КРС. И подобных новостей немало — значит, тенденция наметилась.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Тоншаевский район.