Posted in Благовест
14.12.2017

Измерение времени

в Русском музее фотографии открылась выставка нижегородского фотографа Николая Владимировича Мошкова, которую он назвал «Портреты из прошлого». В экспозиции представлено более 40 портретов, выполненных мастером фотографии в разное время. Выставка еще и юбилейная, приуроченная к его 75-летию.

А если продолжить неофициально, Николай Владимирович Мошков для нас просто Николай и даже Коля. Как-то незаметно мы стали ветеранами нижегородской журналистики, хотя кажется, что совсем недавно неумехами пришли мы в молодежную газету, которая звалась «Ленинская смена». Для Николая это грозило расставанием с профессией кораблестроителя, которой его учили в политехе. По сути, он выбрал будущим делом своей жизни увлечение фотографией.  А кто ею не увлекался, не проводил выходные дни в полной темноте, печатая  «карточки на память» друзьям и в семейный альбом?К увлечению прибавились дороги, командировки, постоянные встречи с людьми, в то же время заметно сократились выходные дни и свободное время. Увлечение могло перерасти в простое ремесло. Этого надо было опасаться.Он выкраивает время для художественной фотографии, посещая знаменитый не только в Горьком, но и во всей стране фотоклуб «Волга».Сегодня молодые фотографы зовут Николая Владимировича Мошкова уважительно и коротко — мастер. Можно добавить, что мастер признанный. Об этом говорят те награды, которые его фотографии получили на конкурсах различных рангов. По многочисленным выставкам, в которых он участвовал, зрителям хорошо известны его фотографии «для души» и информационно-событийные, отражавшие пульс времени.Были случаи — выставлял и портреты, правда, может быть, не так часто. Как он сам говорит: «к портрету нужно созреть». И не всегда набегало вдохновение и понимание воплощения задуманного. А если вдохновение и решимость являлись вместе, то не всегда отыскивали мастера в репортерской суете. Вот почему на его выставках портретов было не так уж и много. А тут их сразу больше четырех десятков. И налицо освоение жанра, которое шло всю фотографическую жизнь мастера, незаметно для нас, считавших, что мы знаем все лучшие работы автора выставки. Но, оказывается, закрома его еще не перевелись.Бытовало и бытует мнение, что газетная работа портит фотохудожника, иссушает его, делает  порой циничным и равнодушным, и перестает он видеть позитив в жизни. Газетному репортеру подавай выигрышный кадр или сюжет. 40 лет в своей профессии газетного репортера гонялся и автор этой выставки за бурными жизненными проявлениями. А параллельно шла другая жизнь творческая, созидательная, спокойная, жизнь в раздумьях и размышлениях людей, от которых действительно зависело будущее, они творили его. Ее-то мы и пропустили, поддавшись всеобщей площадной суете. А Николай Владимирович Мошков нет-нет да и заглядывал туда. И вот то, что подсмотрел он там, видим сегодня и мы. Николай Владимирович Мошков назвал свою выставку «Портреты из прошлого». Ходишь по выставке и подмечаешь — этот портрет из далекого прошлого, этот совсем из недавнего. И вдруг ловишь себя на мысли. А не подвох ли это мастера? Мы были современниками этих людей, многие из которых ушли из жизни. Выходит, и мы пришли из прошлого, задержавшись в настоящем. Не будем философ­ствовать и препарировать наши мысли о названии.Всё гораздо проще. Одно нажатие кнопки спуска в фотоаппарате тут же превращает время настоящее в прошлое. И не важно, в какое время случилось это нажатие. Главное, что оно подарило нам лица людей, которые подпитывали ауру нашей жизни и которые в ней останутся навсегда.

Вячеслав ФЁДОРОВ.