Горизонты стали непрерывны
В Нижегородской государственной сельхозакадемии обычный будний день. Преподаватели заглядывают в записи перед занятиями, студенты занимают места в аудиториях, аспиранты облачаются в белые халаты. По крыше одного из корпусов деловито, словно муравьи, снуют рабочие — ведется ремонт.В сквере перед главным корпусом своя жизнь. Мамы и бабушки из соседнего микрорайона вывели на прогулку малышню.И как-то забываются картины из недавнего прошлого, а они были иными. За несколько лет в вузе произошли большие изменения.
Быт это важно
Студенты занимают места в аудиториях… Рабочие снуют по крыше… Думаете, между этими процессами нет связи? Есть, ещё какая.
Пять лет назад студентов просто нельзя было пускать в некоторые аудитории. Крыши текли, помещения находились в аварийном состоянии. Сохранились документы, в которых отражены результаты обследования материальнотехнической базы: «Разрушены практически все коммуникации, существует угроза обрушения ряда зданий и сооружений, территория захламлена, не обустроена и зарастает сорняками».
Фотографии санузлов в общежитиях той поры приводят в унылое состояние. Не все жилые корпуса были готовы к отопительному сезону, а на носу зима.
Такое наследство досталось новому ректору сельхозакадемии Александру Самоделкину. Пришлось принимать срочные меры, чтобы исправить ситуацию. Построили новую теплотрассу к двум девятиэтажкам. Затем шаг за шагом стали приводить в порядок остальное хозяйство. Вот выдержки из недавнего обследования: «Выполнен капитальный ремонт крыш, аварийных несущих стен учебных корпусов и общежитий, аудиторий, спортивного комплекса. Ведется планомерная работа по приведению условий проживания студентов к санитарногигиеническим требованиям».
В общежитиях живут сельские ребята, говорит ректор сельхозакадемии Александр Геннадьевич. Они не столь требовательны к бытовым условиям, как городские. Но это не значит, что мы должны ставить заботу о повседневной жизни на второй план. Вуз несет ещё и воспитательную функцию, культура быта важный элемент…
Находить средства на ремонт непросто. НГСХА выкраивает их из собственного бюджета, привлекает меценатов.
У нас есть целые аудитории, которые отремонтированы за счет спонсорских средств, рассказывает Александр Геннадьевич. – Очень помогает, к примеру, Сеймовская птицефабрика.
Знать обряды тоже полезно
Академия взаимодействует с предприятиями и организациями АПК по разным направлениям. К примеру, по вопросам обучения студентов. Ребята проходят практику в хозяйствах, в том числе целыми трудовыми отрядам. Таких на сегодня 15, есть даже международный. Возрождаются стройотрядовские традиции.
Среди хозяйствпартнеров колхозы имени Куйбышева и имени Горького Городецкого и Уренского районов, сельхозпредприятия «Семьянское» Воротынского, «Румянцевское» Дальнеконстантиновского, «Дубенское» Вадского, «Нива» Лысковского районов, агрофирмы «Земля сеченовская» и «Земля сергачская». Список можно продолжать в нём практически все лидеры аграрного производства области.
Есть так называемые базовые хозяйства, где действуют кафедры. В «Ждановском» Кстовского района базируется кафедра экономики и организации сельхозпроизводства, в «Пушкинском» Большеболдинского кафедра селекции и семеноводства.
Да весь Большеболдинский район не так давно стал базовым для НГСХА. Там организована кафедра развития сельских территорий, которую возглавил глава местного самоуправления Владимир Кочетов. Подобный опыт ещё поискать в стране.
Идея родилась так, поясняет Александр Самоделкин. Большое Болдино туристический центр. Здесь знают народные обряды, умеют встречать гостей, проводить праздники. Почему бы не обучать студентов? Это же раскрытие творческого потенциала ребят, а ещё система непрерывного обучения…
Под непрерывным обучением часто понимают цепочку «школа техникум вуз». В НГСХА смотрят шире. Непрерывное обучение может идти не только по вертикали, но и по горизонтали. Вместе с основной профессией можно получать дополнительные, даже не связанные с основной. Это интересно студентам, к тому же в жизни пригодится. Плохо ли, когда агроном может ещё и праздник организовать со знанием дела.
Посмотрим в окуляр
Россельхознадзор по Нижегородской области и Республике Марий Эл тоже в числе партнеров сельхозакадемии. Он располагает современной лабораторной базой, где можно проводить множество исследований. Оборудование большое подспорье в учебном процессе и научных изысканиях.
Вместе с тем академия ведет модернизацию своей научнотехнической базы. Недавно создана лаборатория лазерной микроскопии. Поражает здесь многое от белых стульев до электронного микроскопа.
У аппарата мы познакомились с аспирантами Андреем Беловым и Валентиной Урюповой.
Наверное, в таком микроскопе даже волос можно рассмотреть в мельчайших подробностях? спрашиваем.
Даже клетку волоса! улыбаются ребята.
И показывают на экране, как выглядят разные клетки. Наибольшее впечатление произвел эритроцит. Вроде благородный, а напоминает красный рыбий глаз.
Подобное оборудование в России редкость, наберется не больше десятка экземпляров. Академия договорилась с фирмойизготовителем, чтобы его поставили с целью испытаний. Сам же вуз использует лабораторию для изучения различных биоматериалов, что позволяет развивать биотехнологии. Разработка экологически безопасных методов ведения сельхозпроизводства одно из основных направлений деятельности НГСХА.
На правильном пути
Ежегодно Министерство образования и науки РФ проводит конкурс «Умник» среди студентов. Воспитанники сельхозакадемии сумели заявить о себе на этом конкурсе. Уже несколько представителей вуза становились победителями. Как правило, для ребят это первый шаг в большую науку.
Один из лауреатов, Александр Ветчинников, позднее стал обладателем гранта Фонда фундаментальных исследований. Занимается изучением процесса выращивания растений… в воздухе. Точнее, в воздушной среде, без почвы, когда питание корням доставляется в виде аэрозоля. Такой способ называется «аэропоника» и считается перспективным.
Мы привели один пример, а их множество.
Вообще, объемы научных исследований в вузе увеличились за несколько лет в шесть раз. Этого удалось добиться во многом за счет привлечения грантов, а также благодаря взаимодействию с предприятиями и организациями аграрного сектора.
Обеспечение деятельности предприятий охватывает самые разные направления от исследования состава почв до внедрения новых составляющих в рацион кормления сельскохозяйственных животных.
Разработки вуза не раз признавались успешными на российских и международных выставках. Подтверждение тому более 50 медалей и масса дипломов.
Удостаивался наград, скажем, проект новой национальной системы квалификаций в АПК. Это особая история.
На федеральном уровне нам предложили классифицировать все профессии в современном агропромышленном комплексе, говорит ректор НГСХА Александр Самоделкин. Классификация необходима для правильного понимания процессов на рынке труда, развития системы аграрного образования, прогнозирования потребности в специалистах и выстраивания всей экономической политики в сельском хозяйстве. Работа предстоит ещё большая, но оценки престижных выставок, таких, как «Агрорусь» в СанктПетербурге, говорят, что мы на правильном пути. Вообще, если у нас чтото и получается, то во многом благодаря управленческой команде первому проректору Георгию Валерьевичу Жданкину, проректорам Елене Владимировне Дабаховой, Владимиру Петровичу Бессчетнову, Владимиру Викторовичу Иванову. Иногда перед ними стоят задачи, которые кажутся невыполнимыми. А они справляются!
Две оценки, обе высокие
В 2012 году Нижегородская сельхозакадемия занимала последние места в рейтинге аграрных вузов страны. Признавалась неэффективным учебным заведением, что могло привести к закрытию.
И вот на днях Александра Самоделкина пригласили на аттестационную комиссию в Москву с отчетом о проделанной работе. Оценка дана высокая.
Ректоры из других регионов после заседания подошли к Александру Геннадьевичу и пожали руку. Может быть, эта оценка даже выше той, что поставила комиссия.
Александр СИНИЦЫН.