26.10.2017

Горизонты стали непрерывны

В Нижегородской государственной сельхозакадемии обычный будний день. Преподаватели заглядывают в записи перед занятиями, студенты занимают места в аудиториях, аспиранты облачаются в белые халаты. По крыше одного из корпусов деловито, словно муравьи, снуют рабочие — ведется ремонт.В сквере перед главным корпусом своя жизнь. Мамы и бабушки из соседнего микрорайона вывели на прогулку малышню.И как-то забываются картины из недавнего прошлого, а они были иными. За несколько лет в вузе произошли большие изменения.

Быт ­ это важно

Студенты занимают места в аудиториях… Рабочие снуют по крыше… Думаете, между этими процессами нет связи? Есть, ещё какая.

Пять лет назад студентов просто нельзя было пускать в некоторые аудитории. Крыши текли, помещения находились в аварийном состоянии. Сохранились документы, в которых отражены результаты обследования материально­технической базы: «Разрушены практически все коммуникации, существует угроза обрушения ряда зданий и сооружений, территория захламлена, не обустроена и зарастает сорняками».

Фотографии санузлов в общежитиях той поры приводят в унылое состояние. Не все жилые корпуса были готовы к отопительному сезону, а на носу зима.

Такое наследство досталось новому ректору сельхозакадемии Александру Самоделкину. Пришлось принимать срочные меры, чтобы исправить ситуацию. Построили новую теплотрассу к двум девятиэтажкам. Затем шаг за шагом стали приводить в порядок остальное хозяйство. Вот выдержки из недавнего обследования: «Выполнен капитальный ремонт крыш, аварийных несущих стен учебных корпусов и общежитий, аудиторий, спортивного комплекса. Ведется планомерная работа по приведению условий проживания студентов к санитарно­гигиеническим требованиям».

­ В общежитиях живут сельские ребята, ­ говорит ректор сельхозакадемии Александр Геннадьевич. ­ Они не столь требовательны к бытовым условиям, как городские. Но это не значит, что мы должны ставить заботу о повседневной жизни на второй план. Вуз несет ещё и воспитательную функцию, культура быта ­ важный элемент…

Находить средства на ремонт непросто. НГСХА выкраивает их из собственного бюджета, привлекает меценатов.

­ У нас есть целые аудитории, которые отремонтированы за счет спонсорских средств, ­ рассказывает Александр Геннадьевич. – Очень помогает, к примеру, Сеймовская птицефабрика.

Знать обряды тоже полезно

Академия взаимодействует с предприятиями и организациями АПК по разным направлениям. К примеру, по вопросам обучения студентов. Ребята проходят практику в хозяйствах, в том числе целыми трудовыми отрядам. Таких на сегодня 15, есть даже международный. Возрождаются стройотрядовские традиции.

Среди хозяйств­партнеров ­ колхозы имени Куйбышева и имени Горького Городецкого и Уренского районов, сельхозпредприятия «Семьянское» Воротынского, «Румянцевское» Дальнеконстантиновского, «Дубенское» Вадского, «Нива» Лысковского районов, агрофирмы «Земля сеченовская» и «Земля сергачская». Список можно продолжать ­ в нём практически все лидеры аграрного производства области.

Есть так называемые базовые хозяйства, где действуют кафедры. В «Ждановском» Кстовского района базируется кафедра экономики и организации сельхозпроизводства, в «Пушкинском» Большеболдинского ­ кафедра селекции и семеноводства.

Да весь Большеболдинский район не так давно стал базовым для НГСХА. Там организована кафедра развития сельских территорий, которую возглавил глава местного самоуправления Владимир Кочетов. Подобный опыт ещё поискать в стране.

­ Идея родилась так, ­ поясняет Александр Самоделкин. ­ Большое Болдино ­ туристический центр. Здесь знают народные обряды, умеют встречать гостей, проводить праздники. Почему бы не обучать студентов? Это же раскрытие творческого потенциала ребят, а ещё ­ система непрерывного обучения…

Под непрерывным обучением часто понимают цепочку «школа ­ техникум ­ вуз». В НГСХА смотрят шире. Непрерывное обучение может идти не только по вертикали, но и по горизонтали. Вместе с основной профессией можно получать дополнительные, даже не связанные с основной. Это интересно студентам, к тому же в жизни пригодится. Плохо ли, когда агроном может ещё и праздник организовать со знанием дела.

Посмотрим в окуляр

Россельхознадзор по Нижегородской области и Республике Марий Эл ­ тоже в числе партнеров сельхозакадемии. Он располагает современной лабораторной базой, где можно проводить множество исследований. Оборудование ­ большое подспорье в учебном процессе и научных изысканиях.

Вместе с тем академия ведет модернизацию своей научно­технической базы. Недавно создана лаборатория лазерной микроскопии. Поражает здесь многое ­ от белых стульев до электронного микроскопа.

У аппарата мы познакомились с аспирантами Андреем Беловым и Валентиной Урюповой.

­ Наверное, в таком микроскопе даже волос можно рассмотреть в мельчайших подробностях? ­ спрашиваем.

­ Даже клетку волоса! ­ улыбаются ребята.

И показывают на экране, как выглядят разные клетки. Наибольшее впечатление произвел эритроцит. Вроде благородный, а напоминает красный рыбий глаз.

Подобное оборудование в России ­ редкость, наберется не больше десятка экземпляров. Академия договорилась с фирмой­изготовителем, чтобы его поставили с целью испытаний. Сам же вуз использует лабораторию для изучения различных биоматериалов, что позволяет развивать биотехнологии. Разработка экологически безопасных методов ведения сельхозпроизводства ­ одно из основных направлений деятельности НГСХА.

На правильном пути

Ежегодно Министерство образования и науки РФ проводит конкурс «Умник» среди студентов. Воспитанники сельхозакадемии сумели заявить о себе на этом конкурсе. Уже несколько представителей вуза становились победителями. Как правило, для ребят это первый шаг в большую науку.

Один из лауреатов, Александр Ветчинников, позднее стал обладателем гранта Фонда фундаментальных исследований. Занимается изучением процесса выращивания растений… в воздухе. Точнее, в воздушной среде, без почвы, когда питание корням доставляется в виде аэрозоля. Такой способ называется «аэропоника» и считается перспективным.

Мы привели один пример, а их множество.

Вообще, объемы научных исследований в вузе увеличились за несколько лет в шесть раз. Этого удалось добиться во многом за счет привлечения грантов, а также благодаря взаимодействию с предприятиями и организациями аграрного сектора.

Обеспечение деятельности предприятий охватывает самые разные направления ­ от исследования состава почв до внедрения новых составляющих в рацион кормления сельскохозяйственных животных.

Разработки вуза не раз признавались успешными на российских и международных выставках. Подтверждение тому ­ более 50 медалей и масса дипломов.

Удостаивался наград, скажем, проект новой национальной системы квалификаций в АПК. Это особая история.

­ На федеральном уровне нам предложили классифицировать все профессии в современном агропромышленном комплексе, ­ говорит ректор НГСХА Александр Самоделкин. ­ Классификация необходима для правильного понимания процессов на рынке труда, развития системы аграрного образования, прогнозирования потребности в специалистах и выстраивания всей экономической политики в сельском хозяйстве. Работа предстоит ещё большая, но оценки престижных выставок, таких, как «Агрорусь» в Санкт­Петербурге, говорят, что мы на правильном пути. Вообще, если у нас что­то и получается, то во многом благодаря управленческой команде ­ первому проректору Георгию Валерьевичу Жданкину, проректорам Елене Владимировне Дабаховой, Владимиру Петровичу Бессчетнову, Владимиру Викторовичу Иванову. Иногда перед ними стоят задачи, которые кажутся невыполнимыми. А они справляются!

Две оценки, обе высокие

В 2012 году Нижегородская сельхозакадемия занимала последние места в рейтинге аграрных вузов страны. Признавалась неэффективным учебным заведением, что могло привести к закрытию.

И вот на днях Александра Самоделкина пригласили на аттестационную комиссию в Москву с отчетом о проделанной работе. Оценка дана высокая.

Ректоры из других регионов после заседания подошли к Александру Геннадьевичу и пожали руку. Может быть, эта оценка даже выше той, что поставила комиссия.

Александр СИНИЦЫН.