Posted in Семья
05.10.2017

Начальство уйдёт, а пассажиры останутся… Без транспорта?

Меняем клюшки на…

Нет, видимо, не от хорошей жизни многие жители села Алтунино так увлеклись скандинавской ходьбой. А куда деваться, если автобусы с лета здесь вообще не ходят? Вот и пришлось некоторым пенсионерам сменить клюшки на скандинавские палки — жизнь заставила. Правда, не всем старикам под силу такая ходьба, особенно инвалидам — некоторые не в состоянии даже несколько метров прошагать, что там говорить о четырех километрах до Вачи.

…Холодный осенний ветер пронизывает до костей, на дороге в центре села голосуют продрогшие женщины пенсионного возраста. Мимо проезжает, не останавливаясь, легковушка, за ней другая, третья…

— Минут сорок уже стоим, — вздыхают пенсионерки.

Александре Климовой 70 лет. В прошлом она работала начальником отдела кадров в одной из нижегородских организаций. В Алтунине живет десятый год. Ей часто приходится ездить в райцентр, иногда дважды в день — собирает документы о признании мужа умершим — он пропал без вести шесть лет назад.

— В Алтунино автобусы перестали ходить в июне — нам поясняют, что рейсы убыточные, — волнуется Александра Алексеевна. — Летом действительно народу на остановках меньше — кто-то добирается на велосипедах, других подвозят дачники. Но зимой ежедневно, особенно утром, салон переполнен — по тридцать человек набивается, в каждой деревне люди заходят — спешат на работу, в районную больницу. Автобус ходил к нам три раза в день — такой график нас устраивал, хотя обратно трудно добираться.

Теперь Александра Климова нередко ездит в районный поселок на такси. Стоимость проезда 150 рублей — напомню, всего лишь за четыре километра. Причем по хорошей асфальтовой дороге. Даже по городским меркам дорогое удовольствия.

— Мы же не миллионеры, чтобы платить такие деньги, — продолжает Александра Алексеевна. — Собралась в больницу, но пешком не дойду. А вечером темнеет быстро, идти страшно.

Однажды ей всё-таки пришлось добираться из Вачи на своих двоих, когда сломался автобус. Ни одна попутная машина не остановилась, так и доплелась до дома с тяжелыми сумками наперевес.

Ее соседка Любовь Филатова тоже часто ездит в районную больницу. Иногда неравнодушные водители подвозят, но нередко приходится вызывать такси.

— У меня вторая группа инвалидности, у мужа — первая, — рассказывает Любовь Даниловна. — Часто вожу его на лечение. Дорого, конечно — пенсия небольшая. Всё больше убеждаемся, что никому мы не нужны…

Понедельник — день  тяжелый

В первый день рабочей недели в кабинете главы администрации Вачского района Сергея Лисина — прием граждан. И принимал он как раз жителей села Алтунино — по нцеожиданному совпадению с нашим приездом. Вот и не верь после этого высказыванию, что ничего случайного в жизни не бывает!

Секретарь главы не пустила журналистов областной газеты в кабинет чиновника, когда там были посетители, хотя мы пытались доказать, что приехали именно по этому вопросу. Пришлось набраться терпения и подождать в приемной: в конце концов, мы приехали без предупреждения. Правда, ждать пришлось недолго. Обратили внимание, что среди сельских ходатаев не все пенсионеры.

— Работаю на почте и в Вачу иногда хожу пешком — возраст позволяет, — говорит Ольга Викулова. — Но у нас в селе много пожилых людей, которым тяжело преодолеть такой путь. Сегодня нам обещали решить эту проблему в течение недели.

Настал наш черед пообщаться с главой района. Сергей Лисин проинформировал, что в настоящее время Вачский район обслуживает Павловское пассажирское предприятие, которое 25 июня прекратило два рейса: Вача-Алтунино и Вача-Сергеево.

— ПАП сократил маршруты по собственной инициативе, посчитав их нерентабельными, хотя на них имеются свидетельства, — сказал Сергей Викторович. — Это незаконно. Раньше действовали регулируемые тарифы, и администрация Вачского района выплачивала пассажирскому предприятию компенсацию за часть затрат и выпадающих доходов. С 2016 года установлены нерегулируемые тарифы, по расчетам ПАП мы задолжали им за первый квартал 1 миллион 300 тысяч. Мы отказались компенсировать рейсы, поскольку лишних денег в бюджете нет. Этот вопрос был рассмотрен на земском собрании. На следующей неделе попросим помочь на этих рейсах наших перевозчиков, работающих на маршруте: Вача — Нижний Новгород. Думаю, со своими людьми будет проще договориться. И району выгоднее. Жители Алтунино просят возобновить три рейса. В любом случае, будем искать пути выхода из этой ситуации.

На очереди — автостанция?

Директор Павловского пассажирского автопредприятия Вячеслав Шишин, наоборот, убежден, что не нарушал договора по перевозке пассажиров Вачского района, и в свою очередь перекладывает всю ответственность за прекращение обслуживания двух маршрутов на администрацию района.

— Они в одностороннем порядке задним числом — спустя полгода — расторгли соглашение, объявив, что возмещать убытки не будут, — возмущается Вячеслав Анатольевич. — За 10 лет работы в Вачском районе не было ни одной жалобы от пассажиров, но работать с убытками мы не собираемся, и никто так не будет. Часто приходилось гонять пустые автобусы. Однако администрация Вачского района не учла «холостой» пробег при формировании затрат…

Между тем областное министерство транспорта и автомобильных дорог считает необоснованным отказ администрации Вачского района осуществлять компенсацию части затрат и выпадающих доходов Павловскому автопредприятию. А довод о том, что ПАП осуществляет перевозку по нерегулируемым тарифам, по мнению заместителя министра Николая Мамонова, не является основанием для отказа в компенсации, так как срок действия договоров, заключенных по итогам проведенного конкурса и предусматривающих возмещение части затрат и выпадающих доходов, установлен до 2019 года.

В письме из министерства автотранспорта области на имя главы Вачского района предложено урегулировать с руководством ПАП сложившуюся ситуацию путем переговоров либо судебным разбирательством.

— По-видимому, придется решать этот вопрос в суде, — говорит Вячеслав Шишин. — Собираемся закрыть еще один маршрут: Вача — Филинское. Скорее всего, придется закрывать и автостанцию. Только руководители когда-нибудь уйдут, а народ останется.

Ну а пока начальство спорит, страдают пассажиры. Так что в этой истории рано ставить точку…

Светлана ГУНДОРОВА.

Вачский район.