Posted in Благовест
17.08.2017

Загадки, которые загадками не были

Мир старины создал для них учитель словесности и трудового воспитания, а ныне  мастер районного центра ремесел Юрий Константинович Баринов. Входя в один из классов, ребятишки мгновенно переносятся в мир настоящей русской старины. Стараниями хранителя это даже не музей в привычном понимании этого слова, а деревенская изба со своей крышей, окнами в наличниках, предметами крестьянского быта.

Глаза разбегаются

Вот в углу стоит ступа, к которой, кажется, еще бы метлу да подходящую Бабу-ягу — и она готова взлететь… Рядом детские люльки, самобеглый тарантасик для подросшей ребятни. На стене светец с лучиной и керосиновые лампы, под ними горшки и корзины для припасов родом из поза­прошлого века. Но и вещам недавно ушедшего века тоже место есть. С патефоном мирно соседствуют радиолы и магнитофоны, телевизоры забрались поближе к резной крыше. И даже утюги, возглавляемые чугунным старожилом, «плывут» по стенду в порядке старшинства – в конце процессии довольно современные модели.

Впрочем, детворе, запросто забегающей в музей старины, — двери его всегда открыты, — все экспонаты кажутся «старинными». Ведь выставленные вещи были сделаны еще до их рождения, а значит, невероятно давно.

Не менее частые гости здесь и взрослые. Например, ни одна встреча выпускников не обходится без экскурсии. И для них вполне понятно, почему Баринов зовет свое детище «ностальгическим музеем». Попадая в этот мир старины, люди будто ненадолго переносятся в детство, когда под сводом крыши весело попискивали обитатели скворечника, из окна с наличниками видно было светлую даль, а мама доставала из заветного «кошеля» просо и варила самую вкусную в мире кашу.

Экспонаты на ощупь

А начинался музей… с уроков рисования. Для занятий требовались учебные пособия, вот педагог и стал собирать крынки, горшки, корзиночки. Скоро в классе это богатство перестало умещаться. Но и тогда это был еще не музей, а экспозиция объектов труда, которые уже ушли из нашей жизни или которыми мы все еще пользуемся в быту. Лет восемь назад (тогда уважаемый всем селом учитель уже несколько лет был на пенсии) пришли специалисты из районного центра ремесел и поразились собранной коллекции. Хотя вся экспозиция просто располагалась на столах. Полезное дело Баринову предложили продолжать уже на постоянной основе.

– Так я стал мастером декоративно-прикладных работ при центре, – улыбается Юрий Константинович. – Занят любимым делом, но уже в новом качестве. Несколько раз оформление менял, это уже третий вариант музея. Места, конечно, не хватает, к некоторым экспонатам стало трудно подобраться, а жаль, ведь у нас «контактный» музей, здесь разрешается брать вещи в руки.

Тут в музей забегает стайка ребятни, которая и летом не может расстаться с любимой школой. Девочки просят поближе посмотреть утюги и люльки, а мальчишек тянет к орудиям труда, многие из которых крестьяне использовали и как оружие для отражения набегов врага.

Юрий Константинович лишь напоминает, чтоб относились к экспонатам бережно. С одним мальчиком он тут же договаривается о «персональной выставке» – парнишка занимается авиамоделизмом. Его модели должны увидеть сверстники: вдруг кто-то тоже заинтересуется полезным делом.

Коллекцию
пополняют все

Музей пополняется буквально каждый день. Многие экспонаты были владельцами просто выброшены. К примеру, ради установки пластиковых окон новые хозяева домов порой сбивают наличники с редкой резьбой. А уникальную крышу дома с исчезающей прорезной резьбой по металлу Баринов спас буквально из разрушаемого дома. Из-под развалин же приходилось добывать и интересные фотографии из прошлого.

Односельчане знают о музее родного села и зачастую сами приносят старинные вещи, чтобы не пропали. Для многих это предмет гордости. Буквально накануне нашей встречи Юрию Константиновичу принесли старинный искусно свитый кнут колхозного пастуха Борисова. Сейчас таких и не увидеть. Самопрялку с колесом тоже специально отдали в музей хозяева. Нашлось место и для чисто водоватовского изобретения – приспособления для ровной нарезки торфа.

Еще один необычный экземпляр коллекции родом не из здешних окрестностей. Особый топор дровосека приехал с мест Брусиловского прорыва. Отец односельчанина, кузнеца Ивана Клыкова, там воевал и привез полезную в хозяйстве вещь домой. Иван Семенович решил передать память об отце-фронтовике в музей. Вместе с топором Клыков принес и необычную таратайку с поворотным механизмом. Такой нет даже в районном собрании древностей.

Своими руками

Благодаря друзьям достался Баринову и предмет особой гордости – патефон. Музыкальный аппарат времен детства он давно хотел достать. Один из друзей подарил его музею. Теперь патефон не только почетный экземпляр в коллекции, но и постоянный гость городской и районной акции «Ночь в музее». Юрий Константинович всегда приезжает к коллегам со своей музыкой и во франтоватом костюме тех времен. Вокруг него тут же собирается кружок желающих послушать голоса и мелодии из прошлого.

Конечно, многие вещи приходится восстанавливать, реставрировать, и тут на помощь приходит профессия столяра-краснодеревщика, полученная Бариновым еще в юности. Для настоящей реставрации приходится поработать и фольклористом, и архивариусом. Ведь сведения о некоторых вещах приходится собирать буквально по крохам – рассказам старожилов, музейным записям. Зато радость от возращения к жизни какой-нибудь прялки или лампы ни с чем не сравнится.

Сейчас у Юрия Константиновича одна трудная задача – реставрация ткацкого станка. Машина необычная, сделанная местными умельцами, а значит, в музеях о ней информации может и не найтись. Придется отправляться в экспедиции и расспрашивать об устройстве станка пожилых водоватовских ткачих.

Кстати, для реставрационных работ при школе есть настоящая производственная база. Школьные мастерские когда-то оборудовал сам Юрий Константинович, будучи учителем трудового воспитания. До сих пор в них идеальный порядок. Каждый станок в исправном состоянии, а на рабочих местах у верстаков неплохой набор инструментов.

— Всегда старался, чтоб было удобно и учителю работать, и ребятам учиться, – поясняет Баринов. – Мои мальчишки на олимпиадах по трудовым навыкам неизменно только первые места занимали. Сейчас многие школы от трудового обучения стараются избавиться, а у нас не так. Воспитание — в труде.

Еще об одном аспекте воспитания – патриотическом – Юрий Константинович никогда не забывал. Учит мальчишек и девчонок личным примером. Особое место в муз ее и в его жизни занимает Книга Памяти села. Много лет педагог отдал розыску имен, обстоятельств службы и гибели водоватовцев, отдавших жизни за Родину.

– Когда начал заниматься музеем, обратил внимание, что список погибших односельчан есть на каменных плитах возле памятника, – вспоминает Баринов. – Но ведь, кроме этого, были два больших стенда с фотографиями не вернувшихся с фронтов. Позже я увидел их выброшенными в сарай. Там сырость, фотографии портились. Бросил все дела, снимки забрал и высушил. Но немалая часть все равно пропала. Так я и начал составлять местную Книгу Памяти. Этому делу посвятил больше 10 лет…

Собраны уже три альбома с фотографиями. В одном – все погибшие солдаты. Во втором – погибшие в бою, пропавшие без вести, умершие в госпиталях, в плену, от болезней. В третьем – вернувшиеся с войны, которых уже нет с нами. Сейчас на всё Водоватово четверо ветеранов Великой Отечественной.

Немалый труд – на каждого солдата собрать сведения, уточнить место захоронения, заполнить карточки. О некоторых солдатах очень мало сведений. Кто-то так и остается без фото, у кого — только даты рождения и ухода на фронт. Семьи или уехали, или не осталось никого, кто бы хоть что-то рассказал.

На сегодня по списку в сельской Книге Памяти 332 фамилии. Есть у Юрия Константиновича на примете места, где можно издать книгу. Но средств на это у сельского музея, существующего, по сути, только на средства его хранителя-энтузиаста, пока нет.

А еще один музей Баринов создает в детской памяти. Он старательно собирает традиции народных игр. Современные дети мало резвятся на свежем воздухе, но когда узнают от педагога, как интересно можно проводить время не за компьютером, а в общении и беготне, то с удовольствием отрываются от экрана. Для них уже не секрет, что такое салки, лапта, чиж и горелки. С горящими глазами сегодняшние дети осваивают игры ребятни из прошлого. Вот ради этой искры в детских душах и трудится водоватовский подвижник.

Александр КУРИКОВ.

Арзамасский район.