08.08.2017

Крестьянская доля на широком поле

С Валерием Болтаевским столкнулись в коридоре. Спешил. Нужно было сделать срочный звонок в Москву, договориться о времени встречи с академиком Сандухадзе. Баграт Исменович предложил на испытание несколько новых сортов озимой пшеницы. — Не забыли меня в Немчиновке, — сказал, вернувшись, Валерий Максимович.Именно там, в Московском научно-исследовательском институте сельского хозяйства, заведует лабораторией селекции озимой пшеницы академик Сандухадзе. Болтаевский когда-то привез из Немчиновки знаменитый теперь сорт озимой пшеницы Московская-39. Одним из авторов его как раз является Баграт Исменович. Впрочем, сотрудничество ученого и практика началось гораздо раньше.

Школа Героя

Московская-39 попала на испытание в колхоз «Искра» Богородского района в начале 2000-х. Валерий Болтаевский тогда работал в хозяйстве главным агрономом. Точнее, он только здесь и трудился. За исключением нескольких лет после школы.

Сам из Пильнинского района. Окончил семилетку — и на работу. Пас лошадей, привлекали к сенокосу и уборке урожая, трудился на комбайне копнильщиком.

Затем поступил в Работкинский совхоз-техникум, на агрономический факультет. Когда пришла пора проходить практику, получил направление в «Искру». Там познакомился с Павлом Михайловичем Дёминым, руководителем хозяйства — человеком неординарным, увлеченным, ищущим, Героем Социалистического Труда. У председателя образование — три класса агрошколы, но Павел Михайлович был новатором, шел в авангарде, и специалистов, работающих с ним, приучил к тому же.

Приглянулся студент председателю, пригласил Валерия Болтаевского, как получит диплом, на работу.

— Определили на постой к местным жителям, — рассказывает агроном. — Оклад положили в 90 рублей. Большие деньги. Плюс трудодни, в то время их еще не отменили…

Всего-то четыре года под началом Дёмина проработал, а науку прошел — позавидуешь. Спорили до хрипоты, но именно так рождается истина. И результат впечатлял.

Болтаевский наладил сотрудничество с опытной станцией Ройка, Московским и Кировским научно-исследовательскими институтами. Вместе с председателем отслеживали новинки: сорта, культуры, технологии.

— Это сейчас легче быть в курсе новаций — существует Интернет, а в то время новинки отслеживали по газетам и журналам, — рассказывает Валерий Болтаевский.

В хозяйстве закладывали опытные участки. Тестировали сорта зерновых культур и многолетних трав. Последними Валерий Максимович особенно любил заниматься. Он до мелочей продумал севооборот. И в полученной схеме заметное место отвел многолетним травам.

— Отличный предшественник для зерновых, — говорит он. — Накапливает в почве азот и питательные вещества. Исследования показали, что если после трав сеять зерновые, урожайность увеличивается на 30 процентов, и на удобрениях можно сэкономить…

Хронология успеха. В 1966 году урожайность зерновых получили 10 центнеров с гектара, в 1967-м показатель скакнул чуть ли не в два раза, до 19,5 ц/га. Тогда главный бухгалтер пришла к выводу: случайность, больше такого не повторится. Ошиблась. В 1968 году урожайность, правда, чуть снизилась, до 16,6 ц/га, но потом шла только вверх: в 1969 году получили свыше 28 ц/га, а затем и вовсе дошли до 37-40 ц/га.

— За рекордный урожай наградили комсомольским значком, — рассказывает Валерий Максимович. — Получил такой знак отличия первым в районе.

В авангарде

Это была первая награда Болтаевского. Теперь есть орден Трудового Красного Знамени и медали. В 1980 году Валерию Максимовичу присвоили звание заслуженного агронома РСФСР. Ему не было и сорока. По тем временам большая редкость.

— Дёмин меня уважал и доверял мне, — вспоминает. — Когда я пришел в хозяйство, Павел Михайлович сам раздавал задания механизаторам и комбайнерам. Потом мне поручил. Признал!

После Дёмина Болтаевский работал еще с тремя председателями. И каждый давал инициативам зеленый свет.

— Заочно окончил Горьковский сельскохозяйственный институт, — рассказывает Валерий Максимович. — Учился хорошо, хоть и нелегко было совмещать работу и образование. Вместе с преподавателями вуза на базе нашего хозяйства закладывали опыты, занимались наукой…

Он жил на работе. С утра до вечера — в поле. Жена, Евгения Федоровна, управлялась с домашним хозяйством и воспитывала сына. Идей у главного агронома «Искры» было много.

— Первыми в области начали заниматься козлятником, — говорит он. — В «Искре» есть поле около 30 гектаров, на нем культуру еще при мне сеяли. Два года выращивали кукурузу на зерно. Дело не пошло — тогда еще не придумали специальной техники, убирать урожай было настоящей мукой. Попробовали амарант. Цвел — изумительно, вся округа ходила любоваться. Занимались культурой всего год, признали неперспективной, но поле до сих пор амарантовым зовут…

А вот вика прижилась. В 1970-х годах добыл Болтаевский два мешка семян озимой вики. Культуру смешал с зерновыми, получился питательный корм для животных. Такие поля в хозяйстве есть и сейчас, только место ржи заняла пшеница. Культуры по совету Болтаевского смешивают в пропорциях 1:5. Одна часть вики, пять — пшеницы.

— Специалисты говорят: одного зерна вики на метр квадратный достаточно, чтобы животные поедали корм с удовольствием, — говорит Валерий Максимович.

Занимались картофелем и сахарной свеклой. Последняя в 1990-х стала настоящим спасением. Полученный урожай сдавали в Сергач, на завод, назад везли сахарный песок — дефицитный товар. Путь — 200 километров.

— Горючее копейки стоило, — вспоминает Валерий Болтаевский. — А дорога до Сергача непростая была, транспортировку свеклы на завод называли бешеными гонками.

Снова в деле

В 64 года Валерий Максимович ушел на заслуженный отдых. Было это в 2005-м. Но в хозяйство заглядывал часто, справлялся: как дела, что нового. В 2015 году в агрофирме «Искра» решили всерьез заниматься многолетними травами. В качестве консультанта пригласили Валерия Болтаевского.

— В работу включился сразу, — рассказывает руководитель хозяйства Александр Скворцов. — Созвонился с сотрудниками научно-исследовательских институтов, связи у Валерия Максимовича остались, достал семян, дело пошло…

В «Искре» картошку выращивают и сейчас, поэтому посевная затягивается до начала июня. В это время соседи уже на кормозаготовку выезжают, а здесь основные силы на посадку картофеля брошены. В конце мая пора бы сенаж из козлятника закладывать, он как раз в фазе бутонизации, но не до того.

Выйти из положения помогла схема, разработанная Валерием Болтаевским. Посеяли клевер трех сроков созревания, люцерну и донник. Готовят силос из озимой вики и пшеницы, к тому моменту поспевает ультраранний клевер, затем — среднего срока созревания и поздний.

— Сеем лядвенец, его любят пчелы, — рассказывает Валерий Максимович. — В хозяйстве есть пасека. По душе насекомым и донник с клевером…

Однако травы нужны не только для пчел и на корм животным. В «Искре» занимаются производством семян многолетних трав плюсом к тому, что выращивают элиту зерновых культур.

Каждый день Валерий Максимович в хозяйстве. Поутру садится на велосипед — и в путь. Вместе с главным агрономом Анатолием Ильиным определяют сроки посевной, уборочной, объезжают поля, оценивают всходы.

— Это опытный специалист, грамотный, мои консультации ему не очень-то нужны, — скромничает Валерий Болтаевский. — Но не зря говорят: одна голова хорошо, а две лучше…

Юлия МИНДАЛЁВА.

Богородский район.