Миллионы лежат за коровником
О покупке биогазовой установки первомайские аграрии задумались, когда всерьез начали заниматься процессом улучшения почв. Окультуривание полей через сидераты, например рапс, — дело хорошее, но надо заниматься и вывозом навоза, которого у ферм скопилось немало.
Инвесторы обратили внимание на то, что обычный навоз нельзя эффективно использовать в качестве удобрения 3‑5 лет. В таких биоотходах минеральные вещества химически связаны с органикой, что усложняет усвоение их растениями. Как же быть?
Заместитель генерального директора ОАО «Транспневматика» по сельскому хозяйству Александр Зинин немало времени посвятил изучению этого вопроса. Найдя отзывы об успешных экспериментах, отправился перенимать опыт. Пришлось съездить в Татарстан, где давно и успешно перерабатывают навоз в жидкие удобрения.
— С первого взгляда удалось понять, что это перспективная тема, — делится мнением Александр Владимирович. — Дело в том, что зимой, в стойловый период, навоза много. У нас, к примеру, только в Петровском отделении можно получать в сутки свыше 8 тонн навоза, но где его хранить? Нужно много емкостей. Это затраты, и немалые.
А дело еще и в том, что утилизация — это невозвратимые затраты. Можно, конечно, навоз вывозить на поля. Это хорошее удобрение, но, с другой стороны, в нем остается много сорняков. Значит, опять затраты — на борьбу с сорняком нужны дорогостоящие гербициды. Но это, помимо затрат, и удар по культурным растениям.
Так есть ли способ снизить затраты на утилизацию или вообще начать извлекать из навоза прибыль? Этим вопросом задаются многие владельцы колхозов, фермерских хозяйств, птицефабрик… И во многих странах уже нашли ответ на этот вопрос. Возможность снизить затраты на утилизацию, отказаться от закупки удобрений, получить прибыль от их продажи, а также дармовую электроэнергию, тепло и газ дает установка, называющаяся биореактором. В Румынии генераторы биогаза давно получили широкое распространение. Одна из первых установок была введена в эксплуатацию еще в 1982 году. С тех пор она успешно обеспечивает газом целый поселок. Ведь из 1 тонны сырья может получиться 80‑100 м2 газа. Его теплотворная способность примерно 5500‑6000 ккал / м3. Для сравнения, бытовой газ не намного калорийнее — всего 7000 ккал / м3.
— На отопление, кроме газа, могут использоваться и топливные гранулы, также получающиеся при работе этой установки, — добавляет Зинин. — В общем, плюсов много. Среди них даже получение электричества. Существует установка, которая от переработки 18 тонн навоза дает 1 млн киловатт-часов. Впрочем, у нас потребность на каждом комплексе приблизительно 350 тысяч кВт / час.
Но все же главное — получение жидких удобрений, лишенных нитратов и нитритов, семян сорняков, патогенной микрофлоры, яиц гельминтов и даже специфических запахов. Ведь даже отработанное сырье практически не теряет свою ценность как удобрение. Налицо многократная экономическая выгода.
Александр Владимирович не зря акцентировал внимание именно на использовании переработанных отходов в полеводстве. Действительно, в биогазовой установке отходы перебраживают, и перебродившая масса тут же может применяться как высокоэффективное биоудобрение. Оно действует на растение сразу по внесении в почву. По отчетам специалистов Минсельхоза РФ, использование таких сбалансированных биоудобрений повышает урожайность на 30‑50 процентов.
Понятно, что строительство биогазовой установки актуально не только для новых строящихся ферм, стремящихся применять инновационные технологии, но и для старых. Ведь зачастую старые лагуны переполнены, а их ремонт выливается в немалые суммы. Переработка же отходов — это система очистки, которая сама себя окупает и еще приносит прибыль.
— Сдерживающим фактором на сегодня является цена установки, — сетует Зинин. — Подобный агрегат стоит около 12 миллионов. Для нас это пока очень дорого. Но это выгодно, и данное перспективное направление мы все равно будем разрабатывать. Ведь электроэнергия дорожает, и пора решать вопрос с альтернативными источниками питания.
Не забудем, что производство биогаза позволяет предотвратить выбросы метана в атмосферу. Метан же оказывает влияние на парниковый эффект в 21 раз более сильное, чем СО2. Так что биореактор — еще и способ предотвращения глобального потепления, а это уже достижения геополитического характера.
Александр КУРИКОВ.