Posted in Благовест
25.05.2017

Зачем ухвату колесо

Есть такая фраза — ожившая история. Это выражение становится не фигуральным, а буквальным: экспонаты оживают.

В зале, посвященном старообрядчеству, гости узнают, что до конца семнадцатого века там, где сейчас располагается Тонкинский район, были сплошь леса. И только в некоторых местах, по берегам рек и речушек, жило коренное население — марийцы. Они занимались охотой, рыболовством и бортничеством. В конце семнадцатого века сюда, в глухие леса, бежали раскольники и основали скиты, которые стали первыми русскими поселениями.

— Такой старообрядческий скит возник и на месте современного Тонкина, — рассказывает методист музея Александра Красильникова. — По одной из версий, в восьми верстах от скита по берегу реки Яхта стояло пять изб. В них жили девять семейств, а возглавляла это поселение сильная статная женщина Антонина — Тонька. Мягкий знак в названии не сохранился. Стало просто Тонкино.

— Вот она — Антонина, — говорит экскурсовод.

И вдруг фигура, неподвижно стоявшая перед иконами, поворачивается лицом к зрителям, всех приветствует матушка Антонина. Ее взгляд, осанка, одежда — все соответствует образу исторического персонажа, о котором ведется рассказ. В роли матушки сотрудница музея Антонина Ивановна Растопина. Она тоже из семьи староверов, поэтому образ ей близок и понятен.

— Нужно, чтобы этот персонаж заговорил, и тогда эффект будет еще весомее, — советуют посетители.

— Отличительная особенность женской старообрядческой одежды — длинные сарафан и подрясник, сшитые обязательно своими руками, — увлеченно рассказывает Антонина Растопина. — Платок повязывают особым способом — «на роспуск».

Рассматриваем убранство дома старообрядцев. Кухня называлась необычным словом — «упечь». Главная в упечи, конечно же, печь, ведь именно от нее тепло и уют в доме. Печь кормила, лечила, согревала и укладывала спать. Рядом всегда рукомойник, ручник и трехногая лохань, куда стекала вода. Здесь же стол, который называли «божья ладонь». По нему нельзя стучать, ни в коем случае нельзя на него садиться, что считалось грехом. Для большой семьи нужно много еды, поэтому чугуны были большими. Ухватами управляли женщины, мужчины не допускались к печи. Для удобства большой ухват оснащен колесиками, что облегчало женский труд. Для чугунов поменьше свои ухваты. Если на столе самовар, то невеста считалась выгодной. Все хотели жениться именно на такой.

В отделе старообрядчества мы видим экспозицию нательных крестов: мужской и женский, они отличаются от православных. Здесь же и старообрядческие лестовки, они тоже мужские и женские, а также праздничные и повседневные. Лестовка, от древнерусского слова «лествица», то есть «лестница», — это разновидность четок для молитвы у старообрядцев.

В отделе льноводства и ткачества оживает пряха. Она приветствует экскурсантов. Это сотрудница музея Наталья Буянова. Человек она творческий, поэтому передает секреты своего мастерства, проводя мастер-классы. Посетителям подробно рассказывают об истории льноводства, они узнают, как трудно выращивать и обрабатывать лен. Символ Тонкина сделан из льна, это кукла Тоня. Она первая встречает посетителей музея хлебом-солью.

Есть в музее и отдел археологии, где представлены орудия труда эпохи каменного века, бивень мамонта и кости гигантского оленя. Это результаты археологических раскопок, проводившихся в районе.

Много экспонатов и в отделе быта советской эпохи: кресла, ковры, старый патефон, первые радиолы, телевизоры, фотоаппараты. Если у кого-то в доме появлялся телевизор, все приходили сюда, как в кинотеатр. Ярко представлена школьная тема: парта, букварь, форма, пионерская атрибутика.

— Каждый раз программу стараемся разнообразить, — говорит Александра Красильникова. — Придумываем новые виды экскурсий, чтобы не отставать от времени. Наш музей востребован. Земляки часто приходят к нам, и, как на машине времени, попадают то в одну, то в другую из давно прошедших эпох. А это интересно и взрослым, и детям.

Анна РОДИНА.

р. п. Тонкино.