В душе — гусар? Сошьем и кивер
История продолжается
Тот, кто служил в Вооруженных силах, наверняка хорошо помнит, как вдалеке от дома теплело на душе, если внутри фуражки или бескозырки читалась товарная марка «Княгининская швейная фабрика» (КШФ). И так происходит уже не в одном поколении.
Княгининские кустари-шапочники, известные по всей России еще с XVIII века, получили первые заказы для царской армии в 1904 году — накануне русско-японской войны. В период Первой мировой они уже полностью работали для нужд фронта. После революции Княгинино осталось важнейшим поставщиком вещевого имущества для армии. В 1928 году кустари были объединены в промартель «Шапошник».
Во время Великой Отечественной войны княгининцы снабжали Красную армию шапками-ушанками и пилотками, шили погоны, вещмешки, рукавицы и парашюты. С 1960-х предприятие стало производить широкий ассортимент обмундирования для силовых ведомств. На сегодняшний день на 80 процентов обеспечивает Министерство обороны РФ головными уборами.
Фабрика расположена в самом центре Княгинина, и в комплекс ее зданий входит архитектурный памятник — двухэтажный дом купца Дунаева, построенный в 1870 году. В 2014 году здесь были проведены реставрационные работы, после чего он приобрел исторический облик.
В непростой экономической обстановке 1990-х предприятие возглавил опытный хозяйственник Иван Свистунов. Фабрика гибла на глазах, именно такой человек нужен был в качестве руководителя. Уже через год производство удалось реанимировать, получить заказ от Министерства обороны.
В прошлом году Ивана Александровича не стало. Генеральным директором АО «Княгининская швейная фабрика» теперь является его сын Александр Свистунов.
— На фабрике в Княгинине работает около 150 человек, однако численность периодически меняется, так как производство напрямую зависит от объема получаемого заказа, — рассказывает Александр Иванович. — В трех филиалах предприятия — в Лыскове, Большом Мурашкине и Спасском — трудится еще порядка 100 работников. В этом году мы снова выиграли конкурс Минобороны, поэтому заказами себя обеспечили. Намерены производить продукцию гражданской направленности. Мы, например, разработали и продвигаем на рынок костюм для охоты и рыбалки.
Парадная сторона
Для изготовления обмундирования используется только отечественное сырье, поставщики которого находятся по всей стране. Работа с иностранным запрещена нормами, регулирующими выполнение гособоронзаказа.
В сутки здесь производят 1000 беретов и 2000 фуражек. То есть княгининские швеи ежедневно успевают снабдить головными уборами целый полк. За качеством продукции строго следит отдел контроля, через который проходит каждое изделие.
Накануне парада Победы для предприятия наступает период больших заказов. Многочисленный воинский контингент, задействованный в торжественном мероприятии на Красной площади, должен выглядеть безукоризненно, головные уборы — важнейшая часть парадной формы. Признак особого доверия к качеству княгининской продукции — заказ для генералитета и руководства Министерства обороны РФ. Сам министр Сергей Шойгу носит фуражку княгининского производства.
Кстати, легендарный берет героя кубинской революции Эрнесто Че Гевары тоже местного производства.
Помимо основного госзаказа фабрика занимается пошивом сувенирной продукции, а также реквизита для съемочных групп, делающих фильмы о войне, и участников военно-исторических реконструкций — от гусарских киверов до буденовок и фуражек времен Великой Отечественной.
Сторона обратная
А теперь о проблемах — они тоже есть.
Этой весной в отношении предприятия было заведено около 200 исполнительных производств по задержке заработной платы. В итоге фабрика выплатила порядка 3,5 миллиона рублей в счет погашения задолженности перед работниками. Как же могла возникнуть такая ситуация на производстве, имеющем значительную долю в системе закупок для нужд обороны?
Дело в том, что раньше фабрика работала с Министерством обороны напрямую, а теперь по соответствующему постановлению Правительства РФ определены два главных поставщика для армии и флота. Остальные предприятия, осуществляющие гособоронзаказ, теперь сотрудничают с ними по договору субподряда. Условия и сумма очередного контракта между «Княгининской швейной фабрикой» и генеральным подрядчиком были оговорены заблаговременно, однако авансовый платеж на предприятие в указанный срок не поступил. А ведь сырье тоже стоит немалых денег.
— Месяца два люди работали без зарплаты, — комментирует Александр Свистунов.
Мощности производства загружены не на 100 процентов — тоже проблема. Одним из вариантов ее решения может стать как раз выпуск гражданской продукции.
На фабрике работают преимущественно женщины. Пусть средняя зарплата невысока — 15 тысяч рублей, но и это доход. Попробуй, найди больше.
Так что от состояния предприятия во многом зависит социальная обстановка в районе. Очень хочется верить, что руководство сумеет найти правильные пути решения острых вопросов.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Княгининский район.