«Я послал тебе черную розу в бокале»
— Разобьется? — спросила я.
— По ноге может больно ударить!
Железная роза походила на настоящую, только, конечно, без аромата. Зато была вечной, как настоящая любовь.
Семенов ассоциируется с хохломой. Но оказывается, в городе возрождается кузнечный промысел, бывший популярным здесь в XIX и начале ХХ веков. По реке Санохте стояли многочисленные кузни, где не только подковывали лошадей, но и делали колокола резные (кружевные, как говорят мастера), ворота и многое другое.
До сих пор помню удивительный витой забор, окружавший привокзальный парк. Это вам не сетка-рабица. Но в 70‑80 годах прошлого века забор стали воровать целыми звеньями, и никому до этого дела не было. Староверы — те молодцы, отстояли красивую ограду около своей церкви. Вот и все, что напоминает века минувшие.
Казалось, прошлое ушло навсегда, а фигура кузнеца стала в Семенове архаичной — где на них, скажите, учат? Да нигде! И вдруг не одна, а целых три кузницы, как бы соревнуясь друг с другом, стали работать в Семенове.
Современная кружевная сказка, появляющаяся то здесь, то там, городу очень к лицу. А на дачах! Идешь по улице, и невольно замедляешь шаг: не ворота, а восторг: диковинные железные цветы — неистощимая фантазия узора, высокая техника исполнения. Такое века простоит.
И все-таки как становятся кузнецами? Разговорилась с молодым, но уже опытным кузнецом Владимиром Полозовым из предприятия «Металлист».
— Сколько лет нужно учиться, чтобы в совершенстве освоить профессию?
— Не менее пяти, — ответил, — сначала в подмастерьях походишь несколько лет, а потом и свое научишься придумывать…
Говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посмотрите на эту фотографию. Красота!
Светлана ПОКРОВСКАЯ.
г. Семенов.