Полк остается в школе
Аэродром всегда числился секретным, а местность со взлетно-посадочной полосой и семейными домиками пилотов называлась просто — «гарнизон». Здесь когда-то стоял 2-й Запасной истребительный авиационный полк. Сегодня от всего этого «беспокойного хозяйства» осталось поле, с которого взлетали самолеты, и… кладбище с могилами пилотов, навечно оставшихся здесь. Кто они? Время их гибели помечено не только военными годами, но и мирными. Давно к их могилам никто не приходит. Пришли мы.
Сломанные
крылья
Да, небо над Сеймой не считалось фронтовым, однако и в период кровопролитных сражений Великой Отечественной, и в эпоху послевоенного становления реактивной авиации пилоты полка отдавали здесь свои жизни во имя укрепления обороноспособности страны.
У самого входа на кладбище находится могила младшего лейтенанта Александра Коробова, о котором наша газета писала два года назад в материале «Погибли в тыловом небе». В 1973 году из обмелевшего в жаркое лето озера Крестовое был извлечен пропавший в 1944 году самолет с останками двадцатидвухлетнего пилота. Отказавший двигатель прервал его полет и на долгие годы обрек считаться пропавшим без вести.
Чуть подальше могила Михаила Абрамова, разбившегося в 1950 году. Блуждая по тропкам, можно встретить мраморное ухоженное надгробие первого командира полка Семена Орляхина, умершего в 1944 году от тифа по прибытии с фронта в родную часть.
Увы, другие захоронения имеют неприглядный вид и вот-вот исчезнут. На некоторых нет уже и табличек с именами. С закрытием аэродрома на Сейме могилы военных летчиков оказались брошенными. Между тем здесь покоится командир звена старший лейтенант Борис Юкин. Он был участником воздушных боев, а погиб накануне Победы в марте 1945 года в глубоком тылу. В земле Сеймы нашел последнее пристанище летчик-инструктор Герман Сурков. Его недолгая жизнь оборвалась в 1944‑м.
Среди похороненных пилотов числятся также старший лейтенант Семен Шевченко, лейтенант Владимир Боюнец, летчики-испытатели Иван Белов, Михаил Безуглый и Николай Фатеев, техник Иван Хоролич и другие. Их имена читаем на обелиске, установленном на краю кладбища. В День Победы сюда принесут цветы, а значит, даже над безымянными холмиками затеплится свеча памяти.
Сын и отец
Впрочем, кто-то их помнит всегда. Валерий Гудков, например, ухаживает не только за могилой отца, старается прибраться и на других захоронениях.
Его отец Константин Гудков прибыл в полк, имея за плечами опыт воздушных боев, в которых ему приходилось встречаться с немецкими асами. В январе 1943 года на Калининском фронте во время боевого вылета, прикрывая ведущего, он сбил один «мессер», но попал под огонь трех других. Его машина загорелась, сам пилот, получив тяжелое ранение, сумел покинуть самолет с парашютом.
С обожженным лицом, пулевым ранением голени и травмой бедра, Константин Дмитриевич ползком по снегу добрался до своих. Врачи его поставили на ноги, а он убедил их, что сможет летать. Офицера вернули в строй, но пока инструктором в запасной полк — учить летать молодежь, облетывать новую авиационную технику.
В 1946 году Константин Гудков в числе десяти пилотов полка впервые в истории отечественной авиации участвовал в групповом перелете на реактивных самолетах по маршруту Москва — Горький.
После войны Константин Дмитриевич сумел добавить к полученным на фронте орденам Красной Звезды и Отечественной войны I степени еще три ордена Боевого Красного Знамени. Однако на пике военной карьеры зимой 1949 года пилот трагически погиб — резко ухудшившиеся метеоусловия и отсутствие видимости стали причиной падения его самолета.
— В ту зимнюю ночь, когда проводились учебные полеты по маршруту Богородск — Саваслейка — Сейма, разразился такой сильный снежный буран, что упавшую машину не могли найти больше суток, — рассказывает сын летчика.
Музей раскрывает секреты
Территорию бывшего секретного аэродрома на Сейме еще могут показать старожилы. А вот секреты аэродрома можно узнать в школе № 49 города Володарска. Здесь сохранили музей 2‑го Запасного истребительного авиационного полка.
— Музей этот создавали когда-то на базе ильиногорской школы № 52 под руководством Светланы Васильевны Бочкаревой, но так как полк находился непосредственно на станции Сейма, было принято решение о переносе экспозиции к нам, — говорит директор школы № 49 Марина Чернышова. — Уроки памяти с детьми в музее проводит единственный ветеран части — участник войны Иван Андреевич Румянцев…
В прошлом году на спонсорские деньги удалось обновить стенды. К сожалению, ставка музейного работника у нас не предусмотрена, поэтому школьники сами пробуют себя в роли экскурсоводов. Но история преобразований полка и авиации сложновата для них.
Конечно, было бы хорошо, если бы музей включили в туристическую программу. Можно бы показывать гостям и музей, и аэродром, и воинское захоронение.
Мы попросили Марину Владимировну Чернышову поделиться секретами Сеймы.
Секрет первый. С взлетной полосы Сеймовского аэродрома в небо уходили прославленные асы трижды Герои Советского Союза Иван Кожедуб и Александр Покрышкин. Здесь они учились летать на новых самолетах, которые выпускал Горьковский авиазавод.
Секрет второй. 2-й Запасной истребительный авиационный полк был сформирован в июле 1941 года для подготовки летных кадров, обучения фронтовых пилотов работе с современной техникой и формирования частей советских ВВС. На базе полка было создано звено из наиболее опытных истребителей для отражения налетов вражеской авиации на город Горький. Однако, поскольку аэродром являлся объектом с особым режимом секретности ввиду испытаний на нем новейших самолетов, инструкторы и курсанты поднимались в воздух по тревоге лишь при крайней необходимости, стараясь не выдать своего месторасположения.
Секрет третий. Основными машинами, на которых учили летать курсантов, были самолеты марки ЛаГГ-3, а потом Ла-5 и Ла-7, собираемые в Горьком. Увы, летный состав нашей фронтовой авиации, особенно в первые месяцы войны, нес огромные потери и остро нуждался в пополнении. По этой причине подготовка шла в сжатые сроки. Пилоты проходили курс всего за 12 дней, имея не более двух часов общего налета.
После войны в 1947 году полк был реорганизован в Краснознаменный учебно‑методический центр ВВС, а в 1950‑м — в Краснознаменный центр авиации ПВО.
Секрет четвертый. Инструкторский состав полка комплектовался из числа высококлассных пилотов и боевых офицеров, участвовавших в обороне Москвы, Ленинграда, Одессы, Сталинграда, Кавказа, Севастополя и других крупных операциях. Многие вылетали из Сеймы на фронт, чтобы новую теорию испытать на деле. Так, в июне 1944 года лейтенант Иван Клюкин был откомандирован для прохождения практики на 3-й Белорусский фронт. В четырех воздушных боях он лично уничтожил два фашистских истребителя типа FW-190, а во время атаки вражеского аэродрома поджег на земле бомбардировщик He-111. За участие в боях Иван Иванович был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Секрет пятый. Из командировок на фронт с орденами вернулись командир эскадрильи Иван Кошель, заместитель командира эскадрильи Марк Галлай и другие. Младший лейтенант Михаил Уницкий в самом конце войны прибыл на стажировку на 2-й Украинский фронт, где совершил 36 боевых вылетов, совместно со штурмовиками участвуя в ударах по наземным объектам противника. Итог стажировки — орден Отечественной войны II степени. После войны отважный летчик стал одним из первых испытателей, кто выполнил фигуры высшего пилотажа на реактивном истребителе.
О Марке Лазаревиче Галлае можно сказать, что после войны он стал летчиком-испытателем, писателем. В его книгах часто упоминается Сейма, хотя и вскользь, — видимо, бдительная цензура следила за соблюдением секретности.
Секрет шестой. Должность командира полка в 1942 году принял Прокопий Акуленко — герой Испании, участник финской кампании, лично сбивший четыре немецких самолета при обороне Украины, где получил тяжелое ранение в живот. После выхода из госпиталя Прокопий Семенович был направлен в Сейму для передачи своего богатого опыта новому поколению летчиков. Среди наград на кителе комполка два ордена Ленина, шесть орденов Красного Знамени, два ордена Красной Звезды. Вот что написано в наградном листе будущего генерала-лейтенанта авиации: «За 1943 год подготовил 8 маршевых полков, одну эскадрилью, 8 групп, 61 одиночный экипаж по 1‑му разделу и 78 экипажей по 2‑му разделу».
Секрет седьмой. В середине 1954 года все летные соединения из Сеймы перевели в Саваслейку под Кулебаками. Аэродром и военный городок вокруг него опустели. Осталась лишь память о славном прошлом.
Секрет восьмой. На стендах музея школы № 49 множество фотографий, показывающих будни секретного аэродрома. Сейчас все это можно видеть. Вот одна из них.
Мы идем по кромке поля, которое раньше было аэродромом. Если долго стоять и прислушиваться к ветру, можно услышать далекий гул моторов. Этот кусочек земли — наша военная история. Неизвестная история… Мы лишь заглянули в нее. Надеемся, что будет продолжение.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Володарский район.