13.04.2017

Сыр для Охотного ряда

О семье Сурначевых мы уже рассказывали. Напомним, несколько лет назад они переехали в Дивеевский район из Крыма и обосновалась в Череватове. Глава семейства Евгений, горный техник по профессии, всегда любил трудиться на земле, тянулся к сельхозпроизводству. Появилась мысль о разведении коз. В сельхозуправлении помогли начинающему фермеру получить грант. И вот уже продукция крестьянско-фермерского хозяйства нарасхват.

Рядом с козьей фермой разместился сырный цех. Сурначевы сами проектировали и строили помещения. Приобрели шведское доильное оборудование, пастеризатор-сыроизготовитель, танк-охладитель, пресс-тележку, два холодильника. В помещениях цеха все предусмотрено для комфортной работы. Есть даже душевая и котельная.

Сыр начинается с подогрева молока и добавления закваски. Затем вымешивается и прессуется сырное зерно. Готовая головка попадает в солевой раствор. Процесс солки длится от 12 до 24 часов, а на просушку сыра уходит около недели.

Позже головка сыра обрабатывается пищевым покрытием — желтым, оранжевым или черным — и помещается на хранение. Для созревания полутвердому сыру требуется от месяца до трех, твердому — еще больше.

Путь фермера к выработке сыров не был простым. Имелся лишь небольшой опыт домашнего сыроварения. Всё приходилось познавать методом проб и ошибок. Учились, общались со специалистами. Понадобилось несколько лет, чтобы получить такие сыры, которые не стыдно на рынок представить. Среди известных марок есть и эксклюзивные — «Дивеевский десерт», «Солнце России», «Монастырский острый», «Овечий рассольный».

Евгений вступил в союз сыроваров и решился попробовать наладить сбыт. Не где-нибудь, а в Москве, на Охотном ряду. Попасть туда помогло удачное участие в ярмарке сыра, проходящей прямо под стенами Кремля. Тогда полтонны сурначевских сыров москвичи разобрали за день и очень просили привозить еще. Теперь выходные дивеевские сыровары проводят в центре столицы с товаром.

Специалисты, знающие рынок в Европе, говорят, что для дивеевского сыра нашлась бы ниша для торговли и за границей. Не раз с предложением о сотрудничестве выходили московские торговые сети. Но все это требует промышленных объемов.

Вообще-то Сурначев легко мог бы увеличить объемы производства раза в четыре. Ему даже не потребовались бы наемные работники — как-никак, в семье пятеро сыновей. Но тогда придется влезать в кредитную кабалу, а этого фермер категорически не хочет.

— Те кредитные условия, которые предлагают банки, меня совершенно не устраивают, — объясняет Евгений Владимирович. — Председатель союза сыроваров Олег Сирота предлагал помощь в получении займа под 5 процентов, но мне и это кажется риском. В случае малейших проблем можно остаться без средств производства. Лучше развиваться постепенно на свои кровные…

В фермерском козлятнике сегодня 40 дойных коз заанен­ской породы, хотя он может вместить и больше. Рассчитывал Евгений довести стадо до сотни, но пока вопрос откладывается. Как откладывается и строительство телятника на 300 голов. Недостаток сырья фермер покрывает за счет покупки молока.

Козьи сыры реализуются по 1,5-2 тысячи рублей за килограмм, коровьи — по 600-700. Разбирают их покупатели на ура. Кажется, фермер гребет деньги лопатой, но это не так. Из столицы Сурначев привозит по 40-50 тысяч рублей, вот только и затрачивает по 30.

— Ну и пусть, — спокоен Сурначев. — Сегодня для нас важна не только прибыль — надо освоить нюансы сырного производства. Мы уже понимаем, что у нас не будет итальянского сыра. Сказываются различия в климате, кормах. Но и у итальянцев не получится нашего по тем же причинам. Значит, у нас с уникальным товаром есть возможность расширять торговую нишу…

Фермер подумывает об освоении нижегородского рынка.

Александр КУРИКОВ.

Дивеевский район.

 

Кстати

Пока материал готовился к печати, стало известно, что Евгению Сурначеву поступило приглашение стать резидентом Саровского технопарка. Предлагается льготное кредитование, оборудование в лизинг с удобными условиями выкупа. Под крылом технопарка можно будет подумать и о новых объемах производства, и о покупке элитных коз из Новой Зеландии.