Posted in Семья
06.04.2017

Хочешь жить долго? Заведи канарейку

Овсяночный напев

Птицы как люди — не всегда у них есть желание петь. На настроение пернатых могут влиять, например, перепады погоды.

Осенью и зимой канарейки более активны, не случайно певческие конкурсы проводятся именно в эту пору. Поют только самцы. Весной у них другие заботы — это время размножения. К тому же сейчас некоторые птицы начали линять — в этот период, который может длиться целых три месяца, они тоже не поют.

Неужели так и не доведется услышать их чарующее пение?

Но вот председатель Павловского клуба канароводов Семен Дьяконов взял в руки дудочку, и его питомцы, только что беззаботно порхавшие и попискивавшие в глубине клетки, не обращая внимания на гостей, сразу же перебрались поближе и стали внимательно слушать. Смолкла дудочка, и вдруг раздалась заливистая трель — красивая и нежная.

— Мой любимец запел, — улыбается Семен Борисович, показывая на желтого кенаря, которому исполнилось 4 года.

Его поддержал второй «солист», затем третий… Когда птичий концерт закончился, за окном сияло яркое солнце. А я, слушая волшебное пение, даже не заметила, что сменилась погода.

— Без самок они поют лучше, — делится наблюдениями хозяин. — Вот эта самка третье яйцо снесла, значит, самца можно отселять. А в этой клетке канарейка уже сделала гнездо, завтра здесь появятся яйца.

В квартире Семена Дьяконова канарейкам отведена целая комната. И обои здесь необычные: на них изображены птицы — в клетках, на ветках, парящие в облаках. И в этой удивительной комнате более 50 канареек разных расцветок — желтых, лимонных, белых, зеленых, пестрых.

— Павловские канарейки очень ценятся, у них нежный овсяночный напев, — рассказывает Семен Борисович. — Раньше охотники держали диких овсянок, от которых канарейки перенимали песни на свой лад, добавляя колена от синички, кулика. А называться павловскими они стали после конкурса при царском дворе в 1850 году, когда канарейка из села Павлова была признана лучшей.

Сейчас Семен Дьяконов не держит диких птиц. Он сам воспроизводит их голоса на дудочке, а его питомцы слушают. Дудочки делает местный мастер Борис Вениаминович Луковников.

Многие канароводы, особенно в крупных городах, учат своих птиц петь под фонограмму с диска. И только в Павлове — с живого голоса.

— У каждого павловского охотника есть своя изюминка, которой нет ни у кого, — продолжает канаровод. — Умение петь у канареек заложено в генах, самец учится пению еще в яйце от своего отца. Правда, не все одаренные — как и люди…

Пенсию — за одно колено

В детстве он ловил диких птиц — синиц, щеглов. Про канареек много слышал от матери.

— Дед держал их, мама часто ходила с ним к канароводам, — рассказывает Семен Борисович. — Когда я поступил в музыкальное училище, отец купил мне канарейку, сказав: «Пусть лучше дома разводит птиц, чем лазит по оврагам».

С этого все и началось. Когда Семена призвали в армию, у него уже было 36 канареек. К этому времени он не только закончил музыкальную школу по классу баяна, но и выучился на гравера в художественной школе, да еще успел получить профессию водителя и поработать на заводе «Сувенир».

Отцу нелегко было ухаживать за пернатым семейством, и он, пока сын служил, раздал всех птичек в детские сады — пусть радуют малышей. Вернувшись из армии, Семен первым делом завел канареек. С тех пор не расстается с ними. И жену заразил своим увлечением.

Они познакомились на заводе, где Семен Михайлович в то время трудился механиком, а позднее заведующим гаражом. Он получил еще одно образование — закончил Павловский автомеханический техникум. Вера работала в цехе на сборке ножей. У обоих это был второй брак.

— Жена — мой главный помощник, — улыбается канаровод. — Когда приходится уезжать по делам, все держится на ней. Птиц надо накормить, напоить. Вера даже в конкурсах участвует. Оставить канареек без присмотра нельзя.

Корм для канареек — это смесь из рапса, овсянки, канареечного семени, проса, конопли. Его покупают на рынке в Москве, где он гораздо дешевле, чем в Нижнем.

— Каждый канаровод готовит корм по-своему, хотя в составе одно и то же зерно, просто берут разные пропорции, — продолжает Семен Дьяконов. — Главное — корм и вода должны быть свежими.

Гнезда для птиц у павловских охотников тоже разные. Кто-то использует даже консервные банки, но большинство заказывают птичьи гнезда из лозы.

Вообще канароводы — потрясающий народ, не жалеют последних денег за певчую птичку, даже если в ее песне понравилось единственное колено.

Когда-то в Павлове почти в каждом доме пели канарейки. Местные кузнецы держали их на рабочем месте — в качестве барометра.

— Если канарейка начала беспокоиться, заметалась в клетке, значит, в кузнице скопился опасный газ — пора проветривать помещение, птица сразу чувствует малейшие изменения в воздухе в отличие от человека, — рассказывает канаровод.

А в Чехии рудокопы брали клетки с канарейками в штольни. Миниатюрные птички спасли не одну жизнь.

Бой кремлевских курантов…
в исполнении кенаря

Клуб канароводов в Павлове был создан официально 35 лет назад по инициативе Бориса Александровича Щеголева. Но охотники собирались и прежде у кого-нибудь дома, слушали птиц, оценивали их певчие способности, обменивались кенарями.

Сегодня клуб объединяет более 20 человек. Встречаются они во Дворце культуры в помещении клуба павловских мастериц «Любава». Его президент Надежда Чилина может часами рассказывать о каждом охотнике.

— Когда мы проводим в Павлове конкурсы канареек, часто приходится слышать добрые отзывы, что именно у нас они организованы лучше, чем в Москве, столичным охотникам нравится наше гостеприимство, — рассказывает Надежда Николаевна. — Их интересует, как павловчане содержат птиц, как учат их пению.

В Павлове действительно есть чему подивиться. Например, Василий Николаевич Казаков, которого, к сожалению, уже нет в живых, научил своего кенаря выбивать бой кремлевских курантов.

— Мы в клубе часто спорим, особенно по поводу исполнения чистоты колен, — говорит председатель. — Ввели пятибалльную систему за чистоту исполнения, чтобы каждый канаровод к этому стремился. Пусть будет меньше колен, лишь бы звучало чисто. Радует, что сейчас у нас появилась молодежь. Каждый канаровод заслуживает добрых слов. Нынешней зимой у нас великолепно прошел конкурс — выставляли 20 самцов, и все пропели. Кенарь Валерия Дерябина уже третий год занимает первое место. Мы очень благодарны за помощь начальнику отдела культуры Вере Александровне Плотниковой и депутату Илье Владимировичу Пономареву.

Вообще, если кто-нибудь из павловчан заводит канареек, он с ними уже вряд ли расстанется. Даже если преклонный возраст и кажется, что уже не по силам содержать птиц. Вот Юрий Захарович Сопляков, которому 80 лет, пытался бросить любимое занятие — дескать, здоровье уже не то, продал всех птиц и заболел… от непривычной тишины в доме. Снова завел канареек.

Настоящие фанаты

В 70‑х годах прошлого века орнитолог профессор Ильичев заметил, что птичье пение положительно влияет на здоровье человека и помогает справляться со стрессами. Были проведены научные исследования, и выяснилось, что после нескольких сеансов «птичьей терапии» у пациентов нормализовалась работа нервной и сосудистой систем, многие забыли про бессонницу. Ученые пришли к выводу, что даже пятиминутные птичьи «концерты» полезны для организма, как 30‑минутная прогулка. К тому же пение птиц развивает музыкальный слух, а у кормящих матерей прибавляется молоко.

В Голландии орнитотерапия признана официальным методом врачевания. В Америке в некоторых спортивных центрах люди занимаются фитнесом под пение птиц и, по мнению тренеров, быстрее избавляются от лишнего веса. А в Израиле клетки с канарейками установлены в фойе домов престарелых, птицы лечат пожилых от депрессии.

Оказывается, пение птиц является сигналом радости для мозга. Когда человек слушает трели, он заряжается позитивом, в результате чего проходят головные боли, снижается давление, исчезает боль в желудке. Словом, хотите жить долго — заведите канарейку!

— Не случайно многие наши канароводы достигли 80-летнего возраста, — констатирует Семен Дьяконов. — Канарейка лечит и душу. Без них мы уже не можем. Считаю, что люди должны чем-то увлекаться, чтобы жить было интереснее.

В последние годы председатель Павловского клуба канароводов помогает в восстановлении храмов в Сосновском районе. Он верующий человек. Под его руководством велось восстановление церкви в Сурулове — был и бригадиром, и мастером, и снабженцем. На стене в одной из комнат картина, на которой изображен возрожденный храм во всем великолепии.

Есть у супругов еще одно общее увлечение — они разводят лимоны и мандарины. Зеленые деревца украшают все подоконники. Саженцы не продают — дарят друзьям и знакомым.

— Это не бизнес, как и разведение канареек, — улыбается Семен Борисович.- У нас все канароводы — настоящие фанаты. Мы считаем, если передали свой опыт другим, значит, жизнь прожита не зря.

Пожалуй, тоже заведу канарейку.

Светлана ГУНДОРОВА.

Фото автора.

Павловский район.

 

Ждем писем

Многие из нас считали бы мир неполным, если б рядом не было тех, кого принято называть братьями меньшими — собак, кошек, кроликов, коров, кур. И любим мы их не за то, что пес, например, охраняет дом, а корова дает молоко. Просто они нас понимают, рядом с ними тепло, за ними любопытно наблюдать. А сколько историй можно рассказать, как собака или гусь предупредили о беде, а кошка спасла от болезни. Жизнь животных — тема, близкая для многих. Поэтому мы открываем новую рубрику «Братья меньшие». Ждем ваших писем с вопросами, на которые ответят специалисты — кинологи, ветеринары, птицеводы, и с рассказами о четвероногих обитателях вашего дома.