Из детства на Пятой Ноге
Именно ее рисунки сопровождают страницу «Домашнее чтение». В каждом случае Татьяне удается уловить суть литературного текста и передать ее с помощью почти минималистской графики. И вот она решила заявить о себе как о художнике уже в полный голос.
Вместе с сестрой-близнецом Натальей они образовали творческий тандем, дав ему имя Дея Лиеотто. В придуманном на итальянский манер названии слышатся два слова — «идея» и «диалог». Весной проект вынес на суд нижегородской публики выставку «Рукописный город», где помимо картин презентуется книга сестер «Сказка про детство в Пятой Ноге». Богато проиллюстрированное произведение написано в жанре театра абсурда, отправляющем к творчеству Льюиса Кэрролла или Даниила Хармса. По форме это похоже на книгу для детей — с забавной игрой со смыслами и чередой веселых нелепиц, однако читатель обнаружит в тексте вполне взрослый взгляд, бережно ищущий в сумбуре современной жизни того любознательного ребенка, который по-прежнему живет
в каждом из нас.
Открытие выставки состоялось 18 марта в детском кинотеатре «Зарница», где она будет работать до 1 мая. На мероприятии было много детей — воспитанников художественных студий, что создало особую атмосферу весеннего радостного праздника.
— Вот что я вам скажу, детки родные: рисуйте, рисовать умеют абсолютно все с детства, просто многие об этом забывают, — так начала свою небольшую экскурсию для юных посетителей Татьяна Чернявская. — Если что-то вас по-настоящему тронуло и это захотелось изобразить, смело беритесь за кисточку или карандаш. Ваше искреннее творчество обязательно кому-нибудь покажется близким.
А примеры того, как эти принципы нужно воплощать в жизнь, были у ребят перед глазами. Не только детей, но и взрослых зрителей поражало богатство жанров, манер письма, авторских находок и необычных сюжетов. Есть работы, выполненные простым карандашом, где-то использован фломастер, а где-то тушь, некоторые картины написаны красками. Работам присущ некий символизм — взять хотя бы старый солдатский сапог и пробившийся рядом цветок, картину с очень миротворческим подтекстом, или рыбу с человеческим лицом, как бы ускользающим в потоке других людей.
— Иногда люди делают удивительные вещи, например погоду, — считает Татьяна. — У меня есть твердое убеждение, что это люди делают погоду, а не наоборот…
Если вспомнить строчку известной песни «У природы нет плохой погоды», то, действительно, отношение человека к происходящему вокруг и есть атмосфера, в которой он живет. У сестер Чернявских это отношение можно назвать удивлением, когда по-детски широко распахнутые глаза ловят каждое неповторимое мгновение огромного мира, чтобы радоваться ему от всего сердца и делиться этой радостью с другими.
— Когда начался наш с сестрой творческий диалог? Кажется, с самого рождения, — улыбается Татьяна. — Однажды, когда мы были совсем маленькими и толком говорить еще не умели, нас никак не могла найти вся деревня, куда семья иногда приезжала. Нашли нас под крыльцом, где мы были так увлечены общением друг с другом, что не замечали ни времени, ни суматохи вокруг. Как творческий проект существуем примерно года два. Это произошло после поездки в Барселону, мы были поражены графичностью испанского города. Появилось огромное желание соприкоснуться с искусством по-настоящему и делать это вдвоем.
Татьяна и Наталья нашли для себя такой мощный источник вдохновения, как пешие прогулки по Нижнему Новгороду. Восход солнца, горячий кофе, купленный в дорогу, почти безлюдные улицы и безбрежное пространство города создают в ритме шагов некую музыку. Ее остается только записать. То, что Татьяна по образованию биолог, а Наталья филолог, дает их тандему многомерное восприятие мира — и через законы природы, и посредством языка. Вероятно, отсюда такая емкая система образов картин. По признанию авторов, первыми ориентирами в этом направлении стали художники-экспериментаторы Сальвадор Дали и Ван Гог. Вернее, не просто ориентирами, а учителями, ведь ни Татьяна, ни Наталья не имеют специального художественного образования. Развивая проект дальше, им потребовались новые изобразительные средства, и к живописи добавилась литература — «Сказка про детство в Пятой Ноге», пока первая опубликованная книга сестер Чернявских. Кто знает, куда еще приведет их путь творческого поиска.
Андрей ДМИТРИЕВ.