Третьяковка? Нет,Тимирязевка
Феномен
Знаменитая Третьяковская галерея в Москве в середине XIX века была основана купцом Павлом Третьяковым, где он выставил на всеобщее обозрение собранную им коллекцию русского изобразительного искусства. Однако мало кто знает, что в поселке имени Тимирязева в конце 1950-х председатель местного колхоза — Герой Социалистического Труда Иван Абрамович Емельянов — задумал и организовал свою художественную галерею, получившую в народе имя «колхозная Третьяковка».
До недавнего времени руководила работой этой выставки Марина Локтева. В один из приездов в поселок удалось встретиться с ней и поговорить о ее деятельности на посту хранителя галереи ну и, конечно, непосредственно об истории этого своеобразного художественного музея.
— Открылась наша галерея в 1959 году одновременно с открытием поселкового Дома культуры, — рассказывает Марина Михайловна. — На тот момент колхозом имени Тимирязева уже была собрана неплохая коллекция картин, и назрела необходимость показать это богатство людям. Иван Абрамович, сам интересовавшийся искусством, бывая по делам в Москве, тесно контактировал со столичными живописцами и приглашал их погостить в санатории, построенном на берегу Волги за счет средств колхоза. Большую помощь в открытии галереи оказали тогда московские художники Андрей Иванович Плотнов и Михаил Филиппович Володин, а также Горьковский союз художников.
Санаторий, построенный в период становления Горьковской ГЭС, стал волжской здравницей не только для колхозников передового сельхозпредприятия, он с радостью принимал гостей отовсюду — в том числе и живописцев, вдохновленных здешними пейзажами. Нередко плоды этих творческих поездок передавались авторами в дар тимирязевской картинной галерее в знак благодарности за гостеприимство. Какие-то работы приобретались колхозом у художников по сходной цене, что-то писалось на заказ. Заручившись поддержкой Художественного фонда СССР, галерея при открытии получила от него в подарок также несколько замечательных полотен. Экспозиция продолжала формироваться вплоть до 1990-х, пока колхоз не прекратил свое существование.
Реставратор поневоле
В 1984 году освободилось помещение детского сада, для которого построили новое здание. Картины переместились туда. Места было много, что давало возможность задействовать для выставок максимальное количество работ, чередуя жанры, темы, показывая те или иные периоды советской живописи. Под одной крышей с галереей разместился кружок городецкой росписи. Юные художники могли теперь черпать творческую энергию из лучших картин, вывешенных на стенах, и ориентироваться на чистоту классического искусства при занятиях народными художественными промыслами. Помимо этого при галерее периодически работал лекторий, в деятельности которого принимали участие искусствоведы Горьковского художественного музея. Вот так сложился целый культурный центр.
После ликвидации колхоза имени Емельянова, унаследовавшего имя своего легендарного председателя, помещение галереи отошло муниципалитету, а сами картины поразительным образом оказались бесхозными. В 2002 году тогдашний глава администрации тимирязевского сельсовета Павел Романычев и Зинаида Смирнова, в тот момент работавшая директором поселкового Дома культуры, выступили инициаторами открытия художественной галереи уже на базе ДК. В стране как раз запустили долгосрочную программу социального развития села, поэтому предложенную идею поддержали на высшем уровне. Энтузиасты подготовили соответствующий проект, под который были выделены целевые деньги. Полученные средства не могли похвастаться большим количеством нулей, но позволили подлатать и привести в надлежащий вид помещение Дома культуры для размещения там галереи.
Впрочем, главной проблемой стали не стены, а сами полотна. Только подумайте, почти десятилетие картины не знали человеческой заботы, а ведь для их сохранности огромную роль играют и температурный режим, и уровень влажности, и источники света, а также масса других нюансов. Разумеется, порядок правильного хранения никто все эти годы не соблюдал, поэтому многие работы художников, имена которых к тому времени уже получили заслуженный авторитет в мире искусства, пришли к новым владельцам в весьма плачевном состоянии.
Значительную часть выделенного гранта пришлось потратить на реставрацию картин, а специалисты знают, что эта кропотливая и ответственная работа стоит недешево. Марина Локтева, не будучи сама художником, за неимением дополнительных средств иногда брала на себя смелость выправить какую-то мелкую деталь на поврежденном полотне своею рукой. Ну как после этого ей не считать картинную галерею важнейшей страницей жизни.
Вернуть художников
В 2002-м защитили проект, а в сентябре 2003-го экспозиция была вновь открыта для любителей изобразительного искусства. Картинная галерея под официальным названием «Сельская Третьяковка» стала структурным подразделением Городецкого историко-художественного комплекса. Однако имеющиеся фонды не помещаются в небольшом зале, и есть возможность демонстрировать лишь их частичку — всего порядка сорока работ из более чем двухсот, но пока это то, что муниципальному учреждению по средствам. Расширение экспозиции вновь потребует привлечения профессиональных реставраторов, а это выльется в очень кругленькую сумму.
Самая старая картина, выставленная на обозрение, датирована 1948 годом, а наиболее современные относятся к 1990-м. Поэтому экспозиция является подробным экскурсом в историю советской живописи, где каждое поколение художников оставило свой неповторимый след. Полотна из десятилетия в десятилетие передавали динамику эпохи, запечатлев лица как простых, так и значимых людей, пейзажи вдумчивой природы и деревянной Руси, неминуемо отступающих перед волной индустриализации. Работы послевоенного периода часто обращаются к образам вчерашних фронтовиков, что сейчас позволяет нам увидеть наших ветеранов еще молодыми и полными сил. Такой выбор тем неслучаен: немало художников тоже прошло пылающими дорогами войны. Например, упомянутый Андрей Плотнов в 1943 году был отправлен из эвакуации на фронт, где служил в художественной студии НКВД СССР при главном политуправлении пограничных войск и часто выезжал на места боев. Его соратник Михаил Володин в составе народного ополчения участвовал в битве за Москву, а в конце войны по заданию советского правительства спасал бессмертные полотна знаменитой Дрезденской галереи.
Связь с российскими авторами, которые когда-то делились своим творчеством и приезжали на городецкую землю, к сожалению, утрачена. А вот на местном уровне контакт галереи с художественным сообществом сохранен, и от этой точки пересечения можно было бы оттолкнуться в поисках новых перспектив.
Так сложились жизненные обстоятельства, что Марина Локтева с прошлого года не работает руководителем экспозиции, однако часто навещает коллег, взявших на себя бремя забот о картинах. Ее практические советы очень помогают преемникам. Марина Михайловна продолжает болеть душой за этот островок красоты и сетует на то, что культура — особенно на селе — остается по-прежнему в роли нахлебницы, просящей милостыню. А ведь без нее, даже сумев поднять экономику, не построить здорового общества. Уж если купец Третьяков это понимал, то государственные мужи должны быть еще дальновиднее. Такое яркое чудо, как сельская картинная галерея, могла бы при более значимой поддержке стать для района и области настоящей достопримечательностью, а там, глядишь, снова потянутся в поселок лучшие художники страны — прекрасные волжские пейзажи и честные лица тружеников заждались их. Кстати, если что — Тимирязевка звучит не хуже, чем Третьяковка.
Андрей ДМИТРИЕВ.
Городецкий район.