Posted in Семья
21.02.2017

айте ребенку право на ошибку

Это вечный школьный вопрос, который всегда волновал родителей и рождал споры. Может быть, с годами он приутих и сейчас школьники, ставшие «продвинутыми», сами делают свои задания. Да нет, многое в школе осталось как и раньше, только возможности у родителей несколько изменились.Сегодняшний урок с родителями проведет профессор МГППУ, кандидат психологических наук, руководитель Московского городского центра по работе с одаренными детьми Виктория Соломоновна ЮРКЕВИЧ.

Учение должно быть трудным

— Виктория Соломоновна, сейчас у родителей появились новые возможности для контактов, они перебрались в онлайн. Учебная информация стала доступнее, на нее можно быстро реагировать. Как вам такие новшества?

— Это гораздо удобнее, чем очные родительские собрания: не нужно никуда ходить, можно оперативно получить информацию и всегда вернуться к написанному. Я считаю, совершенно нормально, когда родители обсуждают в чатах, много ли задают, хорошо ли объясняет учитель. При этом любому человеку со здравым смыслом, даже если он не учился на психолога, должно быть ясно, что делать уроки за детей не надо.

Смысл обучения не в том, чтобы ребенок сделал задание, а в том, чтобы в процессе его выполнения он научился чему-то новому.

Другое дело, что родителей иногда тоже можно понять. Бывают случаи, когда учитель теряет меру в общении с ребенком, и если тот не сделал задание, начинаются такие разборки, которые в конечном итоге заканчиваются неврозами. Иными словами, если ребенок, не справившись с заданием, идет в школу, как на казнь, понимая, что там его ждет «публичная порка», лучше сделать урок за него. Детские неврозы лечатся куда сложнее!

Здесь важно понимать, что ученик и не должен все делать с ходу. И устраивать трагедию из того, что он не решил задачку, при условии, что он ее решал, не стоит. Неудачи должны быть в обучении, это важная часть процесса. Если у ребенка все сразу получается, это не обучение, а фикция. Обучение должно быть трудным для любого ребенка, даже для одаренного, только тогда оно развивает. Нужно дать детям право на ошибки. Ну пойдет ребенок в школу и скажет: «Я решал, но у меня не получилось». Вменяемый учитель всегда поймет.

Но если такие неудачи происходят часто, это действительно проблема. Возможно, дети в классе разные по уровню, и одна и та же задачка для кого-то легкая, а для кого-то трудная. Возможно, общий уровень класса высокий, а ваш ребенок до него недотягивает. Сейчас, я знаю, разрабатываются новые подходы к образованию, которые позволяют каждому ребенку в классе идти в своем темпе. Но пока все это не слишком распространено.

Возможно, виной всему психологический барьер. Как только ребенок сталкивается со сложной задачкой, которая не решается сразу, он опускает руки — «я не смогу, у меня не получится». В такие моменты начинает формироваться своего рода «выученная беспомощность». К слову, родители, которые делают уроки за детей, немало этому способствуют. Взрослый решил задачку один раз, другой, а на третий ребенок уже уверен, что самому ему не справиться. В этом случае он и пытаться не станет.

— То есть, если учитель адекватный, вмешиваться родителям не стоит? Педагог должен видеть, если ребенок не понял тему. Ведь домашние задания для того и нужны, чтобы проверить, кто как разобрался.

— Да. Но нужно понимать разницу между тем, чтобы сделать за ребенка, и тем, чтобы делать вместе с ним. Если ребенок недостаточно подготовлен к школе, если он перенес тяжелую болезнь, если у него «гуляет» внимание, родитель должен включаться в процесс. Он может помочь ребенку держать внимание. Простого «давай посмотрим сюда» порой достаточно, чтобы малыш собрался. Особенно это важно мальчишкам, у которых с концентрацией внимания в начальной школе часто плохо. Родитель может подбодрить, сказав, что сегодня получается уже лучше, чем вчера. В этом случае ребенок не будет бояться домашних заданий.

Но ситуации бывают разные. И если мама говорит: «Меня раздражает, что он ничего не понимает», то заниматься с ребенком именно ей явно не стоит. Иначе он попросту возненавидит все эти занятия.

Здесь важно понимать, что жизнь на школе не заканчивается, а то, что ваш восьмилетний сын сегодня не решил пример, еще не значит, что он «непременно кончит дворником». На этот счет я всем родителям советую почитать биографию Черчилля, который воспитывался в сложной семье, очень плохо учился в школе. Из 13 мальчиков в классе он был 13‑м по успеваемости.

— Вы заговорили о внимании. Знаю, что некоторые родители ставят ребенку в вину, что он такой невнимательный…

— И это бессмысленно. Ведь если бы ребенок захромал, мама не стала бы ругать его, а пошла бы к специалисту. Так и здесь. Нужно понимать, что ребенок еще не умеет владеть собой. Ему говорят: «Будь внимательней», а он не знает, как это сделать, у него еще нет таких «волевых мускулов». В этом случае нужно не ругать, а помочь. Есть компьютерные игры на развитие внимания, есть психологи. Иногда нужно затеять с ребенком какую-то игру, а иногда просто оставить в покое, объявить мораторий на оценки, чтобы ребенок не боялся домашних заданий и включил все ресурсы своего внимания… Единственное, чего можно добиться в этом случае руганью, это неврозы.

Вообще, нужно признать, что стремление к отличным отметкам не всегда хорошо. Если ребенок придает большое значение оценкам и очень расстраивается из-за четверок, то он вместе с родителем может забыть про смысл самого обучения. При «отметочной психологии» у него может появиться такой перфекционизм, что он просто не справится с жизнью.

Я понимаю, когда беспокоятся насчет успеваемости в 10-11‑х классах, но какое это имеет значение в начальной школе? Иногда дети плохо учатся даже не потому, что у них плохое внимание, а просто потому, что учителя в начальной школе очень любят красивые тетрадки и красивый почерк. Но есть мальчики, часто одаренные, у которых от природы хромает мелкая моторика. Учителей это нередко возмущает.

Есть, конечно, способы развития мелкой моторики, и это нужно делать, но почерк не должен влиять на оценку успеваемости! В этом смысле я очень рада, что сейчас многие вещи делаются на компьютерах. Знаю, что до сих пор в школах есть учителя, которые любят, потрясая в воздухе тетрадкой, восклицать: «Кто ж так пишет!» Поэтому не нужно смотреть на оценки как на прогноз всей жизни.

Вундеркинд —
особо отмеченный?

— Виктория Соломоновна, можно ли говорить о том, что все дети одаренные — каждый по-своему, просто нужно разглядеть, направить?

— В целом правильно. Хотя немного упрощенно. Видите ли, когда говорят об одаренности, подразумевают обычно две сферы. Это умственная одаренность, когда ребенок схватывает на лету, задачи решает, и, конечно, творческая. На самом деле вариантов одаренности существенно больше. По основной классификации их шесть, по другим — 12, 59. Если иметь в виду, что есть разная одаренность, если говорить о том, что у нас в том числе есть спортивно одаренные дети, что умение общаться с людьми — социальная одаренность, умение чувствовать людей — эмоциональная одаренность, умение организовать людей — лидерство, — словом, если иметь в виду разные варианты способностей, то вы совершенно правы. Если человеку не поставлен диагноз о какой-то интеллектуальной недостаточности, что выявляется довольно быстро, вероятность того, что какой-то вид одаренности присутствует, не стопроцентная, конечно, но весьма высока.

Проблема в другом. Одаренности не видно, пока ее не разовьешь. Бывает, что у ребенка есть тяготение к языкам или точным наукам, но если не создать ему правильную развивающую среду, задатки могут так и остаться задатками.

Представьте себе, что музыкально одаренный человек с тонким слухом родился в глухом селе, где, кроме гармошки на свадьбах, он ничего не слышит. Никто никогда не узнает об этих задатках, потому что музыкальные способности нужно начинать развивать рано. Одаренным может быть каждый, но станет ли он одаренным — вопрос сложный.

— С какими проблемами могут столкнуться родители и педагоги в работе с одаренными детьми?

— Главная проблема, конечно, трудности общения. Многим сложно в школе, с другими детьми, учителя часто раздражаются. Не менее часто трудности возникают с тем, как одаренных детей специализировать. Вот мальчик уже в седьмом классе, а ему все нравится — он и в математике разбирается, и пишет блестяще, и все, что происходит на свете, его интересует. Как узнать, как его специализировать?

— И нужно ли?

— Конечно, нужно, но только в другом возрасте. В 13 лет нормально, что у ребенка широкий круг интересов. А к 9-10‑му классу ничего и делать не придется, он, как правило, сам определится.

Но вы, вероятно, говорите о других детях. О тех, которые сильно опережают сверстников. Это самый интересный, но не самый благоприятный вид развития — вундеркиндность. Конечно, из вундеркиндов тоже получаются великие люди. Скажем, Лев Ландау был вундеркиндом, Карл Гаусс, наш великий математик, — тоже. Как вы знаете, Моцарт был вундеркиндом. Но много больше вундеркиндов, которые не состоялись.

Очень часто раннее развитие — не показатель творческих способностей. Ведь дело не в том, чтобы рано выучить интегралы. Главное — создать что-то новое. Многие, действительно, рано развиваются, к 16-17 годам заканчивают университеты, но творческой жилки у них нет.

— А способность к творчеству тоже природная?

— Как ни странно, природа, конечно, здесь есть, но очень важна среда, которая либо подталкивает к творчеству, либо наоборот. К сожалению, когда дело касается вундеркиндов, среда работает против них. Все вокруг так восхищаются, что в три года ребенок знает все флаги мира, что уже не до выдумок.

У меня была такая девочка — вундеркинд в высшей степени. В свои четыре года она делала все, что делает девятилетний ребенок. Но девочка считала, что главное — это знать. Воображение не работало совершенно. Я пыталась его развить. Есть такое упражнение, когда ребенку дается сказка и он сам должен придумать финал. Помню ее удивление: «Как это так — я должна закончить сказку, которую написал Джанни Родари? Я — маленькая девочка, а он — писатель!» Она осталась одаренной, но не состоялась как творческий деятель.

— Что нужно делать, чтобы поддерживать творческое начало?

— Нужно хвалить ребенка за творчество, оценивать креативность, а не соответствие стандартам. Принес вам ребенок рисунок, и вы тут же смотрите, насколько похоже он изобразил котенка, машинку или что-то другое. Так же работают художественные школы — они убивают креативность, для них важно то, насколько хорошо, правильно нарисовано.

Как ни странно, креативность даже больше зависит от воспитания, чем интеллект.

— Многие родители очень гордятся тем, что их дети не по годам развиты. Но вот приходит пора идти в школу, а в ней им попросту неинтересно. Что делать, если ребенок опережает сверстников в развитии?

— Слава Богу, сейчас начинают появляться методы, которые позволяют не отдавать семилетнего ребенка сразу в пятый класс, если он сильно опережает сверстников. Можно в том же первом классе давать ему отдельные задания, предоставляя при этом возможность общаться с детьми одного с ним возраста. Скачки через несколько классов приводят к проблемам в общении.

Сейчас одаренность сместилась в компьютерную сферу, потому что именно здесь остается пространство для творчества, для создания чего-то нового.

Беседу вела
Анна СЕМЕНЕЦ.