На зимовку приглашаются лебеди
Звонит мне Виктор Потапов из Шандрова: «Приезжай! К моим уткам и гусям на пруду добавился лебедь». Не понимаю: какой пруд с гусями, все водоемы давным-давно замерзли, там уже месяц сидят рыбаки на ящиках. Виктор Васильевич подогревает, что ли, воду-то? В Шандрово поехал с большим интересом.
Подсобное хозяйство Виктора Васильевича расположено в трех местах: около дома, на окраине села за машинно-тракторным двором сельхозпредприятия и на Колхозном пруду. Встретил меня хозяин, едем на пруд. По пути выгоняем на прогулку стадо — 170 овец романовской и курдючной пород и 16 телят-герефордов. В полях скоту и покормиться можно: они не паханы, трава из-под снега выглядывает.
Пасутся животные сами. Овцы, как правило, далеко не уходят, а вот телята могут и попутешествовать. Частенько звонят Потапову люди: «Выезжай, забирай своих питомцев!» Садится Виктор Васильевич в машину и гонит на ней телят в Шандрово.
Ну, вот и водоем. Широкая прибрежная часть свободна ото льда, в ней обитают 20 гусей и 52 утки. Есть среди них и дикие. Осенью большинство из них улетает, но часть остается с домашними: не хочется мотаться по заграницам.
Весной стаи уток прилетают опять. Заядлому охотнику Потапову и в голову не приходило стрелять дичь.
Воду в пруду Виктор Васильевич не подогревает, поступает проще: погружает на дно специальный большой аэратор. Он не только обогащает среду кислородом, но и волну гонит. Птице благодать зимой — ничем не хуже морского курорта в Египте. Видимо, умный лебедь это понял.
Он прилетел рано утром 28 ноября, примкнул к стае. Понравились ему домашние питомцы — спокойно с ними. А еще хозяин приходит, угощает хлебом и зерном. Благодать!
Что не доедают птицы, достается рыбе. Потапов развел ее разную и во множестве. Пруд у Виктора Васильевича в аренде на 49 лет, планирует открыть здесь рыбалку.
Впрочем, он и сейчас пускает желающих. Приезжают отдохнуть, порыбачить. Возьмут на уху две-три крупных рыбины из улова, а остальных отпускают обратно в пруд. Мусор за собой тщательно убирают.
Едем домой к Потапову. У калитки — пес в будке. Молча, неохотно, исключительно из уважения к хозяину вылез из теплой конуры. Смотрю — не привязан. Потапов объясняет:
— Отучаю его от пустого лая.
— Он молча сторожит?!
— Ну, когда надо, лает.
Зато четыре лайки в вольере заливаются.
Еще один вольер — для фазанов. Есть неприметные, серые и коричневые, а есть очень яркие, краше попугая.
Идем дальше, видим огромную стаю голубей. Двести птиц! Голубь голубю — рознь. Виктор Васильевич собирал их по всей стране.
— Василич, а зачем тебе фазаны и голуби? — интересуюсь.
— Не хлебом единым! — кратко отвечает.
Душой жив человек. Знал я Потапова и раньше как директора двух сельхозпредприятий — «Шандровского» и «Ростка», а вот с этой стороны он открылся мне впервые.
Александр КРЫЛОВ.
Фото автора.
Лукояновский район.
P. S. Пока материал готовился к печати, звонит Виктор Васильевич и сообщает:
— Перевел птиц с пруда во двор на зимнее содержание. Лебедь охотно пошел вместе со всеми. Думаю, у него немного повреждено крыло. Что ж, пусть погостит.