Posted in Семья
02.11.2016

«Живописцы, окуните ваши кисти…»

За несколько дней она «перекрашивает» пейзаж. Летний зеленый дробится и множится на тысячу цветов и оттенков. А вот замечать все эти оттенки и, тем более, переносить их на холст и бумагу умеют далеко не все. Обучают этому искусству в художественных школах.

История с секретами

— Проходи, не стой в дверях! Садись за мольберт! Что в прошлый раз рисовал? Краски в ящике, можешь продолжать, — Лидия Юрьевна Ваганова, преподаватель Ветлуж­ской художественной школы, встречает учеников.

Указания учитель отдает ласково, но голосом твердым. Признается, что поначалу говорить на большую аудиторию было ой как непросто, но за три года с волнением удалось справиться. Дети улыбчивую преподавательницу любят, а начальство ценит молодого перспективного специалиста. О том, как увлечение превратилось в любимую профессию, Лидия Ваганова рассказывает как о деле, само собой разумеющемся.

— Мама вспоминала, что рисовать я начала тогда же, когда научилась ходить. В нашу Ветлужскую художественную школу принимают с десяти. Несколько лет я с нетерпением ждала — ну когда же? А когда приняли наконец, художественная школа стала для меня вторым домом. Бывало, и до позднего вечера задерживалась. Пока охранник не прогонял, не уходила! — смеется девушка.

Впрочем, охранники к старательной ученице не придирались. А преподаватели — Людмила Евграфовна и Николай Павлович Коптеловы — увидели в Лиде способности. Через несколько лет именно они предложат ей войти в педагогический состав школы.

Во время учебы девочка с увлечением занималась всеми предметами, отдавая предпочтение такой непростой науке, как история искусств.

— Эту дисциплину, как и многие другие, вела Людмила Евграфовна. Настолько интересными были уроки! Каждая тема — как глава из какой-то сказки.

Сегодня Лидия Юрьевна и сама преподает историю искусств.

Свой метод

Супруги Коптеловы, создатели и бессменные преподаватели Ветлужской детской художественной школы, стали авторами множества методических пособий. О том, как именно ребята должны познавать основы изобразительного искусства, у них всегда было свое мнение.

— В Ветлугу Коптеловы приехали в 1970-е, — рассказывает нынешний директор художественной школы Сергей Агарков. — Николай Павлович, преподаватель высшей квалификационной категории, первый в нашем городе стал развивать гончарное искусство. В 1977 году он вместе со своей женой основал детскую художественную школу и до 2012 года был ее директором. Надо сказать, что супруги стали новаторами в своей области. Сейчас эти методики считаются образовательными стандартами, но тогда Коптеловы считались едва ли не первооткрывателями! Видано ли: вместо классических натюрмортов (набор стандартный: кувшин, яблоко, драпировка) давать ученикам-первогодкам полную свободу для фантазии. Хочешь, принцесс рисуй, хочешь — кисок-собачек, хочешь — космические корабли. Разумеется, цель у преподавателей была совершенно определенная. Всем известно, что после нескольких уроков в компании с яблоком и кувшином ряды учащихся значительно редеют, выдерживают лишь самые стойкие. Тогда как, дав простор для творчества и фантазии, вы даете понять ребенку — здесь интересно! Здесь вы научитесь именно тому, о чем мечтали! — были уверены супруги Коптеловы.

Методика оправдывает себя — школа без малого сорок лет полна народу. Из ее стен вышли более тысячи выпускников, многие из которых стали профессиональными художниками. У ребят появился шанс продолжить свое образование в профильных учебных заведениях — строительном, архитектурном университетах, институте декоративно-прикладного творчества и других. Для этого в Ветлужской художественной школе работают курсы по подготовке в средние и высшие учебные заведения.

Многие именитые художники с удовольствием приезжают в Ветлугу и участвуют в разных меро­приятиях: проводят мастер-классы, устраивают персональные или совместные с юными живописцами выставки.

— На данный момент, — продолжает рассказ Сергей Александрович, — руководство школы мечтает о создании собственной галереи детского творчества, в которой можно было бы представить лучшие работы наших воспитанников. А таких работ с каждым годом становится все больше и больше.

Ограничений нет

«Всю свою жизнь я учусь», — повторяет ученикам Николай Павлович Коптелов. В том, что все время необходимо совершенствоваться, уверена и Лидия Ваганова.

— Впрочем, сейчас и выбора не остается! — улыбается девушка. — Стандарты предполагают, что все педагоги дополнительного образования должны иметь профильное высшее. Уже год я учусь в Мининском университете на отделении изобразительного искусства. Учиться непросто. Но раз нужно, значит, буду стараться!

К слову, в Ветлужской художественной школе девушка отучилась положенные пять лет, а потом — по личной договоренности — еще два года. После чего поступила в Нижегородский колледж малого бизнеса на дизайнера, но очень скоро выяснилось: вместо «билета» в мир высокой моды Зайцева и Юдашкина поступившим предлагается освоить специальность швеи. Вместо подиумов — практика на швейной фабрике. Разочарование первых месяцев быстро сменилось азартом — оказалось, что шить наряды — занятие не менее увлекательное, чем рисование. Да и одно другому совсем не мешало — свободное от учебы и студенческой подработки время Лидия по-прежнему проводила за мольбертом.

— На самом деле, швейное дело настолько увлекло, что возникла мысль: а не остаться ли в Нижнем Новгороде? Практику проходила всегда успешно, варианты работы были неплохие. Но тянуло на родину. Пусть не все подобное стремление поняли и оценили. Как правило, молодые люди чаще делают выбор в пользу больших городов…

Выпускница еще находилась в раздумьях, когда судьба сама дала подсказку: едва ли не накануне экзаменов позвонила Людмила Евграфовна с предложением, отказаться от которого было бы немыслимо.

Кстати, о том, что вместе с «работой мечты» Лидия Ваганова получает еще и дом с машиной, потому как входит в программу поддержки молодых специалистов, она уразумела немного позже.

— Поначалу, — признается Лидия, — даже не придала этому значения. А когда разобралась, поняла, что мне действительно очень повезло. И пусть зарплата преподавателя художественной школы совсем мала, учитывая все остальные блага, с этим обстоятельством легко примириться.

Новый дом, который оказался даже слишком просторным для одного человека, Лида постепенно обустраивает. Жилище обросло милыми сердцу вещами и мелочами. Ради машины — не пропадать же ей! — выучилась на права. Но самым интересным оказалось учиться работе с детьми.

— Конечно, преподавательская деятельность была для меня новой. Николай Павлович многое объяснял, показывал, как использовать то или иное методическое указание на практике. Сейчас веду все дисциплины — живопись, рисунок, скульптура, композиция, декоративное искусство, печатная графика, история искусств. Дети, с которыми работаю, уже не малыши — подростки. И все же считаю, что мне удается находить к ним подход.

А еще Лидия сделала любопытное для себя открытие: оказывается, все дети так или иначе умеют рисовать. Это не приобретенное умение, а врожденное, которое кто-то с возрастом развивает, а кто-то, наоборот, теряет.

— У меня занимались взрослые группы. И я вам честно скажу, объяснить что-либо человеку взрослому в стократ сложнее, чем ребенку. И все же начать заниматься творчеством не поздно в любом возрасте. Изобразительное искусство развивает эстетический вкус, воображение, снимает стресс. Если говорить о детях, то стоит помнить важный момент: равнодушных слушателей в художественной школе нет. В «художку» дети ходят по доброй воле, а не по принуждению, понимая, что и зачем они делают.

В том, как Лидия Юрьевна рассказывает о своих воспитанниках, явственно ощущается: детей девушка любит и общению с ними рада. Признается, что пока семьи нет, все планы и мечты сосредоточила на работе, благо, простор для реализации идей имеется. Она уже оформила книгу — поэтический сборник одного из ветлужских поэтов украшают ее иллюстрации. Улыбается: участие в подобных проектах заставляет по-новому взглянуть на свои возможности, открывает новые горизонты. А вдохновение для творчества Лида ищет в краеведческих поездках по старинным местам и… на огороде.

— Вместе с домом мне достался участок — целых девять соток. Даже не представляете, каким это стало подарком! В свободное время, с весны и до поздней осени, с удовольствием занимаюсь садом-огородом. И овощи сажаю, и цветы. Такой вот отдых для души! И никаких ночных клубов не надо.

Лидия КОСТРОВА.

Ветлужский район.