Озеро хранило тайну
сообщает всем, кто интересуется судьбой самолета и его пилота, кто дорожит памятью о героях Отечества: нужны добровольцы на несколько дней для окончательного подъема на поверхность деталей машины и возможного обнаружения останков летчика. Находку обнаружила региональная общественная организация «Батарея 29 бис».По номеру самолета было установлено, что он пропал 5 декабря 1943 года. В списке потерь значилось, что пилотом был заместитель командира эскадрильи 57-го гвардейского истребительного авиаполка старший лейтенант Павел Иванович Красненков. Из подробностей сообщалось, что летчик был сбит в воздушном бою в районе Эльтигена, прикрывая войска на самолете «Аэрокобра». А для нас главное — Павел Иванович Красненков был уроженцем города Богородска.
О самолете
Обломки боевого самолета подняли со дна озера Тобечик, расположенного на юге Керченского полуострова. Это был истребитель Р-39 «Аэрокобра», который поставлялся в СССР из Соединенных Штатов по ленд-лизу.
Истребитель отличался высокой скоростью и маневренностью на средних и низких высотах. Но сами американские летчики побаивались летать на «Аэрокобрах», поскольку те были сложны в пилотаже — из-за конструктивных особенностей была высока вероятность сорваться в штопор. В нашей авиации истребитель Р-39 доверяли самым опытным и результативным летчикам. К примеру, на «Аэрокобре» воевал трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.
Руководитель поискового отряда «Батарея 29 бис» Александр Владимирович Елкин, с которым мы связались по телефону, рассказал, что от самолета практически не осталось целых частей. Останки пилота найти не удалось — обнаружили в воде только кожаный зимний летный шлем. Эта находка может свидетельствовать о том, что летчик до конца разделил судьбу своего самолета.
Да это же зять наш!
Первым делом звоним богородскому старожилу, заслуженному ветерану Нижегородской области Вячеславу Михайловичу Орлову: может, знакомо ему имя пилота поднятой из Тобечика «Аэрокобры»?
— Да как же мне не знать Павла Ивановича Красненкова, если это наш зять — муж моей родной тети Елизаветы! — воскликнул Вячеслав Михайлович.
В годы войны весточек от Павла Ивановича в родном Богородске ждал вместе с мамой Елизаветой Михайловной и сын Юра. Сегодня Юрия Павловича уже нет в живых, он умер в 2013 году, похоронен в Санкт-Петербурге. Его мама ушла из жизни вскоре после того, как получила извещение, что ее муж П. И. Красненков пропал без вести. Не перенесла горя. Ее не стало в 1944 году.
Но род Красненковых продолжается. В Богородске живут внучки П. И. Красненкова — Наталья Юрьевна Романова и Ксения Юрьевна Кудряшова, правнуки. В семье бережно хранятся фотографии дедушки-летчика…
На снимках довоенной поры видно, какой красивой парой были Елизавета и Павел Красненковы. А Вячеслав Михайлович вспоминает, какими оба были веселыми, как любили петь. Павлу особенно нравилась песня, начинавшаяся словами:
Раз в цыганскую кибитку
Мы случайно забрели.
Платки красные внакидку,
К нам цыганки подошли.
Елизавета любила песню «Кони вороные».
— Павел Иванович был крепким, коренастым, — рассказывает Вячеслав Михайлович Орлов. — Нисколько не кичился своим офицерским званием, тем, что он летчик. Был человеком доброй души, любил поговорить с нами, племянниками, тогда еще школьниками, на разные темы. Как-то срезал меня вопросом: «Что такое «белый уголь»? Сколько ни думал, не смог найти ответа. Оказывается, белым углем называли гидростанции, активно строившиеся в ту пору…
Родился Павел Иванович Красненков в 1908 году в Богородске. В Вооруженных силах с 1931 года. В составе 36-го истребительного авиаполка, преобразованного в феврале 1943 года в 57-й гвардейский истребительный авиаполк, участвовал в обороне Крыма и Кубани. До ноября 1942-го летал на самолете И-16, затем на «Спитфайре», в июне 1943 года переучился на самолет «Аэрокобра».
5 декабря 1943 года в составе четверки истребителей вылетел на прикрытие наших войск в районе поселка Эльтиген. В завязавшемся воздушном бою с парой вражеских «мессершмиттов» самолет старшего лейтенанта Красненкова был сбит.
В донесении о потерях 329-й истребительной авиадивизии сказано:
«В 16.50 на высоте 3500 метров в районе Эльтиген 4 самолета «Аэрокобра», ведущий группы гв. ст. лейтенант Шикалов, встретили выше на 40-50 метров 2 Ме-109. Ме-109 атаковал ведомого второй пары гв. ст. лейтенанта Красненкова с дистанции 50-60 метров сверху сзади. После атаки самолет «Аэрокобра», летчик гв. ст. лейтенант Красненков, с сильным дымом упал в оз. Тобечикское. Этот же самолет Ме-109 атаковал ведущий пары гв. ст. л-т Проварихин со своим ведомым ст. сержантом Волошиным. В момент атаки у ст. лейтенанта Проварихина открылась дверь кабины, вследствие чего он преследование прекратил. Атака безрезультатна. 2 Ме-109 ушли с пикированием на запад. Наши потери: 1 самолет «Аэрокобра», летчик зам. командира АЭ ст. лейтенант Красненков сбит в воздушном бою в районе Эльтиген, погиб».
По путевке комсомола
Лиза и Павел поженились в январе 1936 года. Оба были из простых рабочих семей. У Елизаветы отец считался в городе одним из лучших кожевников, отец Павла трудился в зольном цехе.
Павел был старшим сыном Ивана Алексеевича Красненкова. Мать его умерла рано, отец женился второй раз. Вторая жена, Клавдия, родила мужу двоих сыновей — Колю 1921 г. р. и Леву 1924 г. р., затем дочку Нину.
Семья жила в двухэтажном деревянном доме на улице Болотной. Иван Алексеевич — человек, чтящий традиции, верующий — был старостой собора Рождества Пресвятой Богородицы. Это сыграло в тридцатые годы роковую роль в его судьбе. Во время гонений на священнослужителей под колесо репрессий попал и простой рабочий Иван Алексеевич Красненков. Церковного старосту арестовали в 1937 году (был реабилитирован после XX съезда КПСС), осудили на десять лет. Домой он уже не вернулся — умер в заключении.
Арест отца отразился и на судьбе старшего сына. Опытного летчика, сына «врага народа», отстранили от полетов. Но сталинский сокол, как называли воздушных асов, решил не сдаваться и написал письмо Климу Ворошилову, в то время наркому обороны СССР. Ворошилов распорядился вернуть Красненкова в воздушный строй.
В летное училище Павел Красненков был направлен по рекомендации комсомола. До этого окончил Богородский кожевенный техникум. Памятные надписи на фотографиях, которые Павел Иванович присылал в Богородск в тридцатые годы, проливают свет на некоторые факты его биографии.
Вот большая группа летчиков. Красненков стоит третий справа. На обороте карандашная надпись: «Коростель, апрель 1930 г. Группа молодых летчиков, вошедших в строй». Значит, в этом городе под Житомиром и начал наш земляк свой профессиональный путь в авиации.
Следующие сохранившиеся фото Павел присылал в 1935 году родителям из Сталинграда, где проходил переобучение на боевом самолете Р-5.
…После свадьбы Павел увез молодую жену в Сумскую область, где проходила его служба. В октябре 1936 года у них родился Юра. Отпуска семья летчика проводила не на курортах, хотя была такая возможность, — спешила в родной Богородск.
В. М. Орлов вспоминает, что в семье очень любили Павла. Теща, Мария Васильевна, специально для него солила грузди.
— Из той небольшой кадушки грибы не берите, они для Павла, — наказывала мать Елизаветы, когда кто-нибудь из семьи спускался в погреб за припасами.
Когда зять приезжал на побывку, на столе появлялось его любимое блюдо — яичница с солеными груздями.
На долгую память
П. И. Красненков служил летным инструктором, обучал молодых пилотов. Когда началась война, просился на фронт. Его просьбу со временем удовлетворили.
Последняя присланная им фотография датирована сентябрем 1943 года. «В дни Великой Отечественной войны на долгую память любимой семье! Жене Лизе! И сыну Юрику! Смотрите на этот образ и помните меня. Ваш муж и отец», — подписывая фотографию, Павел Иванович старался вложить в несколько строчек всю свою любовь к Елизавете и сыну.
В декабре 1943 года, когда самолет П. И. Красненкова не вернулся на аэродром, на восточном побережье Крыма шли ожесточенные бои. Керченско-Эльтигенская десантная операция началась 31 октября. Авиация поддерживала с воздуха действия десантников, которые метр за метром отвоевывали у фашистов крымское побережье. Поселок Эльтиген не случайно был впоследствии переименован в Героевское: Крым был освобожден героическими усилиями наших воинов!
Семья Красненковых потеряла в войну всех троих сыновей. Вместе с Павлом Ивановичем в Книге Памяти значатся имена его младших братьев Льва Ивановича и Николая Ивановича Красненковых. Первый, сержант по званию, пропал без вести в сентябре 1943 года. Вскоре Клавдии Красненковой пришла похоронка на Колю. Он умер от ран 25 октября 1943 года, его могила — в поселке Уразово Валуйского района Белгородской области.
Сын Павла Ивановича Юрий все послевоенные годы пытался узнать, как погиб отец. В областной Книге Памяти значилось, что он пропал без вести, и тут же сообщалось, что похоронен в поселке Эльтиген.
Со слов однополчан выходило, что Павел Иванович во время боя бросился вдогонку за дымящимся немецким самолетом. В хвост машины Красненкова пристроился еще один фашистский самолет, поспешивший на выручку товарищу. В дыму, пролетая над озером на низкой высоте, наш самолет и преследовавший его немецкий врезались в воду и погибли. А первому, якобы подбитому (дым немецкий ас сымитировал с помощью шашки) самолету удалось уйти.
Боевые товарищи считали, что самолет Красненкова упал в озеро Чурбаш (оно находится выше Тобечика). Крымчанин Александр Владимирович Елкин так объяснил это противоречие: озеро Тобечик раньше называли и Чурбашом.
Поисковики «Батареи 29 бис» ведут работу над тем, чтобы у озера Тобечик появился музей, посвященный героям освобождения Крыма от немецко-фашистских захватчиков. На видном месте разместят и обломки истребителя Р-39 «Аэрокобра», на котором воевал наш земляк. Рядом с ними организаторы музейной экспозиции хотели бы разместить портрет боевого летчика, погибшего в водах Тобечика. С согласия внучек Павла Ивановича Красненкова мы отослали его фотографии в электронном виде в адрес руководителя РОО «Батарея 29 бис» А. В. Елкина. Так что она появится в экспозиции музея.
Светлана КУЗЬМИЧЕВА.
г. Богородск.
Для справки
Из исторического формуляра 57-го гвардейского Краснознаменного истребительного полка:
57-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк (57-й гв. ИАП) был сформирован как 36-й ИАП в Баку на аэродроме Насосная в марте 1938 года на базе двух эскадрилий 70-го отдельного авиаотряда, образованного в 1927 году, и был вооружен самолетами И-16 и И-15 бис.
С началом Великой Отечественной войны 36-й ИАП прикрывал нефтепромыслы Баку, в августе 41-го в составе группировки советских войск участвовал в походе в Иран, в октябре прикрывал Сухуми. Затем в ноябре 41-го отправился в действующую армию: одной эскадрильей — на аэродром Запорожская на Тамани и двумя эскадрильями — на аэродром Кулешовская под Ростовом.
В ноябре 42-го полк выведен в Баку на переформирование и обучение на английских истребителях «Спитфайр», которые несколько опытных летчиков во главе с командиром перегнали из Ирана. Полк был единственным в советских ВВС, вооруженным такими самолетами. С апреля летчики доблестно сражаются в воздушной битве на Кубани, в июне получают американские истребители «Аэрокобра». 28 августа в признание боевых результатов полка на аэродроме Тихорецкая ему торжественно вручается гвардейское знамя.
В октябре летчики-гвардейцы вели бои над Керченским проливом, в Крыму и при штурме Севастополя, на Украине.
Полк совершил за войну 9572 боевых вылета, провел 455 групповых воздушных боев, сбил 190 самолетов противника.