Posted in Благовест
29.09.2016

Как нас теперь называть?

Правильно говорить — рыбий жир, т. е. принадлежащий рыбе, ведь прилагательное «рыбный» означает «сделанный из рыбы» (например, рыбные котлеты, суп). В чем причина подобных изменений, трудно сказать, возможно, их инициаторы не дружили в школе с русским языком. Из каких соображений на этикетке пишут «Сухарь панировочный» вместо «сухари» — ведь явно он там находится не в единственном числе?

Еще примеры из этой же серии. В современных кулинарных рецептах частенько читаем: «Трем на терку» (вместо «на терке»), «Хлеб режем кубиком» (вместо кубиками) и т. п. Почему авторы упорно употребляют единственное число существительных вместо множественного? Я догадываюсь, откуда ветер дует. Когда-то говорили и писали: «Догоним и перегоним Америку по производству мяса, молока, яиц». Затем кому-то из вышестоящих слово «яйца» показалось неполиткорректным, и его стыдливо заменили на «яйцо»: «Производство яйца у нас неуклонно развивается…» Так возникла определенная тенденция.

И еще о политкорректности. Как вам словосочетание «беременная девушка»? Оно употребляется сейчас повсеместно, а ведь это что-то из разряда непорочного зачатия. Девушка, по определению, не только молодая, но и целомудренная женщина. А само слово «женщина» стало каким-то немодным, что ли, неполиткорректным. В обиходе (понаблюдайте!) чаще звучит грубое «баба», «мужик». «Эх, хорошая она баба!» «Настоящий мужик!»

В связи с этим напомним, что у нас в новейшей истории так и не сформировалась лексика, выражающая вежливое обращение к человеку (в XIX веке — «сударь, сударыня»). Вошедшие в обиход после 1917 года «гражданин», «гражданка» трансформировались во что-то ироническое («гражданин начальник», «Гражданка, пройдемте»). «Наше слово гордое «товарищ» умерло с развалом СССР (осталось, пожалуй, лишь «тамбовский волк тебе товарищ»). «Господин, госпожа» употребляются, скорее всего, в олигархических верхах, иногда опять же иронически («Госпожа Васильева освобождена досрочно»).

Доярка Мария Ивановна, как к вам обратиться вежливо? Уж явно не «госпожа». «Эй, женщина»? «Послушай, бабуля»? И так, и этак некорректно. Вероятно, подходящие слова появятся, когда мы наконец-то осознаем, кто же мы на самом деле — товарищи, господа или кто-либо еще.