Posted in Семья
15.09.2016

Со временем картина станет полной

Основной этап Всероссийской сельскохозяйственной переписи завершен. Теперь идет обработка и анализ полученных сведений. По мнению организаторов, итоги переписи позволят составить достоверную картину положения дел в сельском хозяйстве страны.

Ликвидировать пробелы

В Нижегородской области выстраивается свое изображение. Пока еще рано говорить что-то определенное, но уже сейчас понятно: количество сельхозпредприятий и фермерских хозяйств по сравнению с данными 2006 года, когда проходила предыдущая сельхозперепись, сократилось.

— Это связано в том числе со сменой формы собственности, — комментирует предварительные итоги ВСХП-2016 Галина Полякова, руководитель Нижегородстата. — Например, некоторые фермеры сменили статус на индивидуального предпринимателя или ведут личное подсобное хозяйство. Что касается сельхозпредприятий, которых недосчитались, часть из них стала КФХ, другие ушли под крыло холдингов. Самое главное, в области производить меньше сельхоз­продукции не стали…

Нашу картину начнем рисовать снизу, то есть с земли. По предварительным данным, 2,3 миллиона гектаров угодий находятся в собственности сельхозпредприятий, фермеров, садоводов, владельцев подворий. 70 процентов площадей — в ведении организаций, 10 — у КФХ, 20 — обрабатывает население. Если угодья поделить, то получим: в среднем на одно предприятие приходится 2163 гектара земли, на фермерское хозяйство — 137 га, на ЛПХ — 0,9 га.

Владельцы личных подсобных хозяйств не всегда обрабатывают всю принадлежащую им землю. Нередко бывает и так, что люди даже не знают, где находится их участок. Документ на руках есть, а расположение соток неведомо.

— Неразбериха с участками тянется с 90‑х годов прошлого века, — объясняет Галина Петровна. — Тогда в области проходила земельная реформа, крестьянам нарезали доли, выдавали свидетельства, но межевания не проводили. То есть границы участка не определялись. Таким образом, многие собственники подчас только в общих чертах знают, где находится их земля. И одной из целей, которую ставили перед собой в ходе проведения переписи, было устранение таких белых пятен. Наши специалисты сверяли данные от населения с теми сведениями, что внесены в Росреестр, выясняли истину. Возможно, теперь в учете сельхозземель будет наведен порядок.

От цесарок до лимонов

Следующими на полотне появятся главные герои. В нашей области в переписи приняли участие 770 сельхозпредприятий, 1679 фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 468 000 владельцев ЛПХ, 1732 садоводческих объединения. Крупные хозяйства ответы на вопросы, содержащиеся в переписном бланке, предоставляли в электронном виде. У фермеров было право выбора: либо отправить сведения через портал web-сбора, либо дождаться переписчика. В личные подсобные хозяйства, к садоводам и огородникам специалист приходил на дом.

В основном люди к таким визитам отнеслись с пониманием и охотно отвечали на задаваемые вопросы. Данные в бланк заносились со слов респондента, никаких документов не требовалось. Порой возникали трудности, когда была необходимость указать площади, занятые плодовыми деревьями или овощными культурами. Тогда на помощь приходили переписчики, которые проводили натурные обмеры.

— Наряду с типичными хозяйствами в области действуют уникальные, отличающиеся от сотен других, — рассказывает Галина Полякова. — Например, в Вадском районе дачник разводит павлинов. Эти птицы объектами сельхозпереписи не стали, а вот индюков и цесарок посчитали. В Починковском районе есть свое необычное хозяйство. Там выращивают альпийских коз, азиатских травоядных вислоухих свиней, венгер­скую мангалицу, индоуток. В Павлове одно из КФХ специализируется на выращивании саженцев лимонов…

Все 1215 переписчиков, временно принятые на работу, прошли обучение, инструктаж и только потом отправились на закрепленный за ними участок. В основном в ВСХП-2016 были заняты переписчики со стажем, они не первый раз принимают участие в таких масштабных исследованиях. 40 процентов составили учителя, врачи, работники культуры, 31 процент — специалисты сельских администраций, 15 процентов — пенсионеры. В большинстве своем статистическим исследованием занимались женщины — 85 процентов.

На время проведения переписи привлекали не только тех, кто опрашивал население. Потребовались еще инструкторы и уполномоченные. Это тоже специалисты со стороны.

— Инструкторы проводили контрольные обходы — приходили в те хозяйства, сведения по которым переписчик уже собрал, — объясняет Галина Петровна. — Работа проводилось выборочно, больше для подстраховки, но и она дала результат. Были единичные случаи, когда переписчик так и не побывал в хозяйстве. Порой приходилось проводить опрос повторно и вносить в анкеты скорректированные сведения. С недобросовестными переписчиками пришлось расстаться.

Владельцы ЛПХ, садоводы, если специалист к ним долго не шел, проявляли бдительность. На «горячую» телефонную линию, работавшую в ходе переписи, поступил 31 звонок от жителей области. В основном люди спрашивали о том, когда переписчик придет к ним…

345 респондентов отказались отвечать на вопросы переписчика. Причин несколько: боялись увеличения налогов, изъятия земель, вмешались в дело и религиозные убеждения.

На ход переписи повлияли также вспышки опасного заболевания — африканской чумы свиней, которые фиксировались то в одном районе, то в другом. Приходилось доказывать, что переписчики к ветеринарному надзору не имеют никакого отношения.

— У переписчиков работа непростая, — продолжает Галина Полякова. — К каждому фермеру, садоводу, владельцу подворья необходимо найти подход. Три переписчика пострадали от укусов собак…

А есть ли эффект?

Теперь в картину добавим несколько штрихов. В ходе сельхозпереписи 2016 года в бланках было несколько новых вопросов. Они касались передовых технологий, используемых на производстве, эффективности государственных программ и мер поддержки, доступности кредитов. 10 лет назад такие сведения не собирали.

По итогам предыдущей переписи было разработано и запущено несколько государственных программ поддержки сельхозпроизводителей. Протянули руку помощи не только крупным хозяйствам, но и фермерам, владельцам ЛПХ. Пришло время собирать камни, то есть проанализировать, насколько правильными и действенными оказались те программы.

В настоящее время полученные данные обрабатываются. Бланки сканируются, сведения, внесенные в специальную программу на планшетном компьютере, обсчитываются. После того как эта работа будет завершена, информацию направят в Росстат. Там ее обобщат и подведут окончательные итоги.

Вот тогда и получится полная, законченная картина, которая станет предметом анализа для ученых, представителей власти, специалистов сельского хозяйства. Сделанные выводы позволят ответить на вопрос, куда дальше двигаться агропромышленному комплексу страны.

Юлия МИНДАЛЁВА.
Нижегородстатом.