Posted in Семья
29.06.2016

Вернуть стимул к учебе

Вроде бы и соответствующий закон разрабатывают. Так как будут сдавать выпускные экзамены школьники?Валентина АБРАМОВА.Княгининский район.

Пока по-старому, экзамен будет проходить в уже привычной тестовой форме. Хотя каждый год то в процедуру, то в сами задания вносятся какие-то изменения.

Но депутаты Законодательного Собрания Карелии действительно предлагают отменить ЕГЭ и постепенно вернуться к традиционным выпускным экзаменам по русскому языку и математике. Проект соответствующего закона внесен на рассмотрение в Госдуму.

По мнению авторов, экзамены в такой форме настолько примитивны, что не позволяют школьникам получать качественное образование. В результате уровень знаний ребят достаточно низкий. Например, задания базового уровня ЕГЭ по математике настолько простые, что с ними по силам справиться и ученику пятого класса, не только одиннадцатого. А раз так, значит, нет стимула для более глубокого изучения предмета.

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»:

«В настоящее время для получения аттестата о среднем общем образовании выпускнику достаточно сдать на минимальный балл всего лишь два Единых государственных экзамена (далее — ЕГЭ) — по русскому языку и базовый экзамен по математике. Аттестационный порог этих экзаменов крайне низок, его в состоянии преодолеть каждый успевающий пятиклассник.

Если от выпускника образовательной программы среднего общего образования государство требует уровня знаний, которыми он обладал в пятом классе, учиться становится необязательно.

Выпускные ЕГЭ своей примитивностью разрушают школьное образование и приводят к значительному падению уровня знаний школьников. В ситуации, когда качество обучения в различных школах отличается в десятки раз и по социальным причинам основная масса выпускников должна быть аттестована, уровень «единых, объективных и независимых» экзаменов неизбежно оказывается низким. Любая попытка усложнения заданий ЕГЭ приведет к массовым провальным результатам.

В законопроекте предложен выход из сложившегося положения, который состоит в оценке результатов выпускных экзаменов с учетом индивидуальных достижений обучающихся. Это предложение может быть реализовано путем восстановления традиционных государственных выпускных экзаменов. Социальная проблема аттестации обучающихся, имеющих трудности в обучении, при этом будет решаться избирательно, а не путем понижения общей планки государственной аттестации, ведущей к деградации образования.

Итоговую аттестацию по ЕГЭ предлагается отменить. Единый экзамен по русскому языку сделать добровольным, как и остальные вступительные ЕГЭ. В качестве выпускного экзамена по русскому языку рассматривать итоговое сочинение, предоставив школам право оценивать его самостоятельно.

Базовый ЕГЭ по математике также предлагается отменить. Проводить аттестацию в форме выпускной контрольной работы (нескольких уровней сложности) на основе материала программы 10-11-х классов. Уровень заданий этого экзамена в любом случае должен быть на порядок выше требований нынешнего базового ЕГЭ, что обеспечит мотивацию для серьезного изучения математики. Проведение экзаменов и проверка результатов в школах должны проходить под контролем исполнительных органов управления образованием и представителей родительских комитетов.

Предложенный законопроект дает возможность восстановления обязательных выпускных экзаменов по всем основным образовательным программам среднего общего образования. Вступительную функцию Единых государственных экзаменов законопроект не затрагивает, ЕГЭ остаются вступительными испытаниями в высшие учебные заведения. Поэтому принятие законопроекта не вызовет негативных социальных последствий, связанных с перестройкой системы образования».

С инициативой об отмене ЕГЭ еще раньше выступали депутаты одной из фракций Госдумы. Тогда их предложение не приняли, правда, согласились, что Единый государственный экзамен требует серьезных изменений. Как будет на этот раз, поживем — увидим.

Валентина ТАРАСОВА.