Posted in Семья
29.06.2016

Напоим молоком да одарим рушником

В минувшие дни участники клуба парламентских журналистов посетили форпост севера области — Шахунский округ. Визит был полностью посвящен экономике, основной реальный сектор которой сосредоточен в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

Да, Шахунский округ, несмотря на не очень комфортные климатические условия для растениеводства, остается в первую очередь точкой сосредоточения аграрного производства. Сейчас к этим трудностям прибавились и чисто экономические: на фоне кризиса и обоюдных санкций резко возросли цены буквально на все, а вместе с тем значительно сократилась областная и федеральная поддержка. Это особенно сильно ощутили крестьяне в период подготовки к посевной кампании и во время ее проведения.

Впрочем, сельхозпредприятия даже сегодня показывают неплохие результаты, демонстрируя потенциал, накопленный за годы интенсивной поддержки отрасли со стороны всех уровней власти. Хорошим примером может послужить такое хозяйство, как СПК «Новый путь», о котором газета писала в ноябре прошлого года. Тогда новоиспеченный председатель Сергей Цветков говорил о том, что программа-минимум для него сейчас — сохранить показатели, а уж потом думать о дальнейшем развитии. Интересно было снова навестить хозяйство именно сейчас, когда завершилась посевная кампания и уже можно давать какие-то оценки и строить прогнозы.

— Вероятно, мы несколько сдаем позиции передового хозяйства района, но надо учитывать, что предприятие действует не в составе каких-либо холдингов, а самостоятельно, — сказал Сергей Александрович. — Стараемся не обременять себя долговыми обязательствами в больших объемах. Ситуация в стране непростая, и лишних денег нет, но помощь все-таки получаем. Все, конечно, жалуются, что она мала, но хорошо, хотя бы такая есть. Так или иначе, в прошлом году в виде дотаций и компенсаций мы получили пять с лишним миллионов рублей, а это уже ощутимая поддержка.

Основная проблема хозяйства не в нехватке средств, а в недостатке молодых кадров, которые должны прийти на смену заслуженным работникам. Как мы писали прошлой осенью, в немалой степени это связано с отсутствием собственного жилья, и проблему до сих пор решить не удалось.

А еще председателя Сергея Цветкова настораживает хаос, царящий на рынке оборудования для производства молока. По его мнению, руководителям сельхозпредприятий очень сложно ориентироваться в огромном количестве фирм, позиционирующих себя как надежных поставщиков. Зачастую, приобретя какой-нибудь дорогой агрегат, потом невозможно найти запчасти к нему, ведь оказывается, что он уже снят с линейки производства или не поставляется данным поставщиком. При СССР для каждого типа животноводческих комплексов предусматривался определенный комплект оборудования и были структуры, которые контролировали внедрение и обслуживание этих технологий в сфере сельского хозяйства. Сергей Александрович считает, что было бы неплохо вспомнить советский опыт.

Впрочем, основное внимание сейчас сосредоточено, конечно, на результатах завершенной посевной. Кампания, по мнению руководства предприятия, прошла неплохо по сравнению с прошлым годом, хотя начали ее с небольшим опозданием из-за затянувшейся весны. Сеять пришлось в раскисшую почву, можно сказать, в грязь.

— Хоть и говорят: «Сеешь в грязь — будешь князь», но не всегда так получается, — шутит Сергей Александрович. — Пробный выезд в поле с сеялками сделали 6 мая. Но из-за той же переувлажненности почвы и этот вид работ пришлось выполнять дольше обычного.

Крестьяне к посевной новой техники не покупали, работали на стареньких машинах, что позволило дополнительно сэкономить средства. От минеральных удобрений пришлось отказаться два года назад. Выручает органика с собственных животноводческих дворов.

Используя такие скромные ресурсы, удалось засеять более 1100 гектаров. Из них 880 га — яровые, 150 га — однолетние травы и порядка 120 га — многолетние травы. Если уборочная пройдет гладко и согласно плану, то хозяйство не только полностью обеспечит себя кормами для 1100 голов скота, но и сможет продать излишки.

Свой продукт — своя торговая сеть

В ОАО «Хмелевицы» журналисты смогли побывать на пущенном в эксплуатацию животноводческом комплексе. К сожалению, не удалось застать руководителя хозяйства — молодого председателя Александра Толчина, но экскурсию по объекту организовал начальник районного сельхозуправления Сергей Соколов. Сейчас главная задача — добиться прироста поголовья и надоев. В данный момент комплекс укомплектован животными не полностью, но если по увеличению дойного стада вопрос должен решиться к концу этого года, то для наращивания производства молока необходимо расширить кормовую базу.

— Пока скот здесь пасется в лугах, но скоро будет переведен в помещения комплекса, где будет содержаться круглый год, — комментирует Сергей Иванович. — Объект был построен за счет как долевого участия самого предприятия, так и в рамках программы поддержки животноводства области на 85 процентов за счет областного бюджета.

Каждый из трех дворов рассчитан на 200 голов скота, и, когда комплекс заработает на полную мощность, это станет одно из сильнейших производств молока севера области. Впрочем, и сейчас уже чувствуется экономическая отдача по сравнению с прошлым годом — плюс 3 литра молока с каждой фуражной коровы.

Главным акционером ОАО «Хмелевицы» является ОАО «Молоко» — не только бюджетообразующее предприятие округа, но и крупнейший переработчик молока севера области. Как правило, все хозяйства района, занимающиеся молочным животноводством, сдают свою продукцию сюда. Журналистам удалось побывать на предприятии, где недавно была смонтирована и пущена новая линия по разливу молока.

Чтобы попасть в производственные помещения, нужно пройти несколько постов санитарного контроля, обработать руки специальным дезинфицирующим раствором и облачиться в спецодежду. Все как на режимном объекте, но того требуют жесткие нормы, существующие в отрасли.

— У нас есть своя лаборатория для проверки качества, и, более того, мы по регламенту сдаем пробы в районную и областную СЭС, — говорит главный инженер предприятия Сергей Лаптев. — Помимо этого, ведется постоянный контроль со стороны торговых сетей, с которыми мы работаем.

Генеральный директор ОАО «Молоко» Анатолий Маликов считает, что эффективность производства могла быть выше, если бы продукция шла к покупателю не через посредников — те же торговые сети, которые устанавливают свою ценовую политику, а через собственную систему специализированных магазинов. Свои торговые точки уже есть в Нижнем Новгороде, но их охват пока невелик. Несколько пробных магазинов было открыто и в Москве. Так что определенные шаги в сторону создания собственной линии, с помощью которой молоко, пройдя все циклы, поступало бы от сельхозпредприятий непосредственно к покупателю, уже делаются.

Не остается в стороне в этом вопросе и областное правительство. Недавно на брифинге, проводившемся для журналистов, министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов региона Алексей Морозов сообщил о создании на севере области крупных агрохолдингов, где вокруг мощных предприятий объединятся и найдут поддержку небольшие хозяйства. Одна из таких инициатив связана с ОАО «Молоко». Впрочем, этот переработчик уже сейчас имеет большой объем собственного сырья за счет целого ряда хозяйств, вошедших в его структуру.

Газ на подходе?

Когда-то север области был славен традициями выращивания и переработки льна. Сейчас эта отрасль несколько угасла, но в Шахунье сохранилась и успешно функционирует линия ткацкого производства ОАО «Тканые узоры». Изюминка предприятия в том, что здесь в промышленных масштабах используются дедовские технологии, существовавшие на Руси до появления машин. Все делается вручную, как в XIX веке, поэтому небольшой цех, где работают несколько ткачих за деревянным допотопным оборудованием, можно использовать также в качестве интерактивного музея. Такой возможностью поспешили воспользоваться и журналисты.

— Мы выпускаем скатерти, салфетки, рушники, половики, одежду в русском и современном стиле, — рассказывает маркетолог предприятия Наталья Втюрина. — Участвуем в различных ярмарках и поставляем продукцию в магазины многих регионов страны. Подобные линии существуют только в Татарстане и Череповце. Сырье у нас отечественное. Шуя Ивановской области поставляет хлопок, а Кострома — лен.

Качество продукции шахунских ткачей высоко оценил заместитель председателя Законодательного Собрания области Александр Табачников, сопровождавший журналистов в поездке. В подтверждение этому он приобрел у местных производителей домотканую косоворотку. Однако как бы ни была привлекательна экзотика, которую готовы предложить умельцы и хранители промыслов, Александр Феликсович считает, что, пока в районе остаются нерешенные проблемы, серьезных инвестиций сюда не привлечь.

— В Шахунье, как и в пяти других районах севера области, нет газа. Этим, прежде всего, определяется сложность экономической ситуации, но, тем не менее, развитие идет, — сказал он. — Мы отметили, что, как только газ пришел в Урень, уровень инвестиционной привлекательности резко возрос, потому что себестоимость местной продукции стала дешевле — особенно в той сфере производств, где требуется горячая вода или пар и ранее использовались дизельное топливо и мазут. Правительство области и депутатский корпус сейчас активно работают, чтобы реализовать план подключения ветки Урень — Шахунья.

— Молодые люди, стремясь получить высшее образование, пытаются, как правило, остаться в большом городе, — обозначил еще одну проблему северных территорий глава администрации Шахунского округа Роман Кошелев. — Поэтому нам необходимо создавать условия для того, чтобы было желание вернуться сюда. В первую очередь речь, конечно же, идет о рабочих местах.

Что ж, сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность — основа экономики района — при реализации программы газификации и осуществлении мер по поддержке молодых специалистов действительно могли бы выйти на новый, перспективный уровень развития.

Андрей ДМИТРИЕВ.

Шахунский округ.