Восемью штыками войну не выиграть
Лес рубят — жулики ускользают
Количество преступлений растет, а их раскрываемость падает. Как рассказал на пресс-конференции прокурор Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Максим Макашов, незаконная рубка лесных насаждений составляет 22 процента всех преступлений. При этом из каждых трех фактов варварского истребления леса два остались нераскрытыми.
У меня, журналиста, сложилось твердое убеждение, что только силами природоохранной прокуратуры, в штате которой, включая прокурора и двух его замов, всего лишь восемь оперативных работников, и лесничих с лесниками эту тревожную ситуацию не переломить.
— Вы правы, — согласился со мной заместитель прокурора Максим Кондратьев. — Как говорится, вешать всех собак на лесников мы не хотим, это было бы не совсем правильно. Понимаем, что лесник, за которым закреплена огромная территория, одновременно оказаться в разных участках леса не может. Мы обратили внимание на такую тенденцию, что в структуре органов МВД, и в частности ГУВД по Нижегородской области, отсутствуют какая-либо специализированная структура или должностные лица, которые бы наделялись обязанностями в сфере охраны окружающей среды. Тему лесов они рассматривают в другой плоскости — если там, допустим, есть лесопромышленный комплекс или оргпреступность себя проявит. Но, по статистическим данным, у нас засилье именно бытовых рубок.
Пытаясь каким-то образом восполнить этот недочет, природоохранная прокуратура планирует организовать в этом году с привлечением специалистов обучение дознавателей, оперативных работников МВД как раз на предмет выявления и поимки «черных лесорубов», фиксации по горячим следам подобного рода правонарушений.
В свое время по распоряжению губернатора Валерия Шанцева при каждой администрации были образованы комиссии по борьбе с нарушениями в лесной сфере. Ими немало сделано в плане противопожарной безопасности. Вот если бы объединить усилия муниципальных и государственных служащих вместе с представителями общественности еще и по охране лесов, показатели у нас были бы куда лучше, убеждены в природоохранной прокуратуре.
А пока лес исчезает порою не десятками кубометров, а целыми гектарами! По словам природоохранного прокурора, в Дзержинском городском суде находится на рассмотрении исковое заявление об обязании администрации города поставить на кадастровый учет участки, на которых расположены городские леса общей площадью без малого 16 тыс. га, произвести государственную регистрацию права собственности на лесные участки. Что за этим кроется?
— С этим иском наша прокуратура была вынуждена обратиться в связи с тем, что после того, как были расширены границы населенного пункта, в его пределах оказались 19 тыс. га из государственного лесного фонда, — разъясняет Максим Макашов. — За последние несколько лет в результате грубейших нарушений правил землепользования (на территории лесных угодий добывался песок, уничтожались зеленые насаждения) из переданных лесов 3 тыс. га было уничтожено. Чтобы сохранить оставшиеся леса, мы и обратились в суд…
В то же время природоохранной прокуратуре порою приходится по жалобе граждан вмешиваться в ситуации, когда людям противозаконно отказывают в отпуске древесины для собственных нужд в пределах нормы в 50 кубометров.
Браконьеры из…
Интернета
Среди экологических преступлений 70 процентов составляет незаконный вылов водных биологических ресурсов. Все больше фактов криминального браконьерства, которое грозит применением изощренных «технологий».
В январе 2016 года Нижегородский районный суд областного центра по иску природоохранного прокурора признал запрещенной размещенную на страницах одного из сайтов в Интернете информацию с инструкцией по изготовлению электроудочки, применение которой в процессе рыбной ловли квалифицируется не иначе как преступление.
— Данный иск для нас новый, — поясняет прокурор. — Позиция наша такова: применение электроудочек приводит к варварскому уничтожению не только водных биоресурсов, но и фактически всего живого, что находится в водоемах. Этим иском мы попытались пресечь или предупредить возможные факты браконьерства с применением электроудочки.
Не чисты
на реку
Ситуацию с состоянием водных объектов в нашем регионе в природоохранной прокуратуре характеризуют как нестабильную.
По данным прокуратуры, около 400 млн кубометров недостаточно очищенных или вовсе не очищенных стоков ежегодно сбрасывается в Волгу и ее притоки — Оку, Тешу, Узолу и другие. Сброс ведут 163 предприятия (64 из них относятся к сфере ЖКХ), осуществляющие централизованное водоотведение хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов (г. Нижний Новгород, Борский и Выксунский округа, Арзамасский, Воротынский, Городецкий, Кстовский, Павловский и другие районы).
По мнению природоохранной прокуратуры, анализ состояния соблюдения законности в данной сфере показывает, что уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами не в полном объеме исполняются возложенные на них обязанности. Нижегородской природоохранной прокуратурой принимаются меры к нарушителям водного законодательства, в суды направляются иски об обязании обеспечить нормативную очистку сточных вод.
В настоящее время из 160 таких исков 99 остаются неисполненными. Нередко все упирается в недостаток финансирования. Но, по данным природоохранной прокуратуры, даже получая денежные средства в виде оплаты коммунальных услуг, некоторые эксплуатирующие организации не обеспечивают нормальную работу очистных сооружений, практически без очистки сбрасывая стоки в водный объект, что вызывает возмущение жителей.
А вот положительные примеры. Во исполнение решений судов реконструированы очистные сооружения в Сосновском районе, значительные финансовые средства вложены в строительство очистных сооружений ОАО «Борремфлот». Молочный комбинат «Нижегородский» прекратил сброс неочищенных ливневых сточных вод в речку Рахму.
Николай РЯЗАНОВ.