Posted in Семья
03.02.2016

Говорите больше с детьми

Шестеро из десяти детей ощущают недостаток родительской любви и внимания. Они хотят, чтобы мама с папой проводили с ними больше времени. Такие данные представили британские социологи.

Необходимые правки:

Синяя полоса с информацией о выставке:

 

Приглашаем посетить наш стенд № FF088, пав. «Форум» на выставке «Интерлакокраска 2016» в ЦВК Экспоцентр, Москва с 1 по 4 марта 2016 г.

 

Ниже текст с городами где есть наши офисы и склады увеличить в размере и Казань заменить на Новосибирск.

 

Ученые провели опрос среди 255 детей от шести до десяти лет и стольких же родителей, при этом беседовали с одним из родителей опрошенных детей — мамой или папой. 80 процентов родителей ответили, что лишь один-два раза в неделю могут уделить детям достаточное внимание. При этом 65 процентов родителей считают, что важно не то, сколько времени проводят с детьми, а то, как они его проводят.

Данные же опроса детей совсем другие. Оказалось, что 60 процентов детей хотели бы проводить больше времени с родителями и лишь 40 процентов — с друзьями, а 7 процентов малышей — с братьями и сестрами.

Социологи советуют родителям для хорошего эмоционального здоровья ребенка больше времени проводить с ним.

— Совершенно верно, — соглашается с выводами ученых учитель-логопед сергачской средней школы № 5 Юлия Витальевна Шашкина, к которой обратились за комментарием. — В современном мире нарастает тенденция дефицита общения на уровне «родитель — ребенок», что негативно сказывается на развитии малыша, в том числе и психическом. Общение — это не только то, что мы говорим, но и как говорим. Мы общаемся взглядами (улыбками или хмурым видом), действиями (объятиями или шлепками), молчанием (теплым или холодным), так же как и словами (добрыми или злыми). Внимание и доброжелательность взрослых вызывают у детей яркие радостные переживания, а положительные эмоции повышают жизненный тонус ребенка, активизируют его функции. Кроме того, формируется правильная речь малыша, звукопроизношение, а значит, ему легче будет научиться читать и писать, и он станет успешным учеником. Проблемы психологии и логопедии очень взаимосвязаны.

— Когда, если можно так выразиться, происходит становление речевого развития ребенка?

— Речь ребенка наиболее интенсивно развивается в дошкольный период, именно тогда она гибка и податлива. К пяти-шести годам ребенок должен четко произносить все звуки родного языка, уметь из звуков составить слово, сосчитать их количество. Произношение таких «длинных» труднопроизносимых слов, как «велосипедист», «экскурсовод», «аквариум», не должно быть для ребенка неразрешимой задачей. Словарный запас из 2000 слов (причем из всех частей речи) для дошкольника 6-7 лет — это норма.

— Как развить речь, чтобы ребенок понятно и разумно излагал мысли, не путался в понятиях?

— Если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка была развита, а словарный запас богат, старайтесь сами говорить правильно, больше времени находите для общения, занимайтесь с малышом. Учите отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, описать то, что происходит на улице. Дети ведь все повторяют за взрослыми, родители для них пример. Замечательно, когда пример достойный.

— Вы говорили о взаимосвязи речи и письма. Развита речь ребенка — быстрее освоит письмо?

— Чем лучше развита устная речь, тем легче ребенку будет овладеть чтением и письмом. У многих детей нередко наблюдается некоторое отставание в речевом развитии. Если своевременно не обратить на это внимания, можно получить стойкий дефект. «Сапка» — «шапка», «лучка» — «ручка» и т. д. Ребенок пишет, как слышит, так что, воспринимая неверную речь на слух, он зачастую будет и писать с ошибками. Существуют специальные занятия, с помощью которых можно заранее подготовить пальчики ребенка к выведению закорючек в школьных прописях. Для этого отлично подойдут лепка из пластилина, раскрашивание, рисование, нанизывание бусинок и т. д., то есть упражнения, развивающие мелкую моторику рук. Подойдет и застегивание-расстегивание пуговиц, завязывание-развязывание шнурков, к тому же это учит малыша самостоятельности.

Я работаю с детьми более десяти лет, в том числе трудилась в областном центре помощи семье и детям «Юный нижегородец». Исходя не только из теоретических знаний, но и из практики, могу дать родителям несколько советов:

— развивать моторику рук ребенка (рисовать, раскрашивать, лепить…);

— развивать познавательные способности (разучивать стихи, придумывать рассказы, пересказывать);

— играть с детьми в сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, магазин, стройку, парикмахерскую и т. д.).

Дети сейчас и так «живут» в компьютерах, «гуляют» там вместо улицы, “дружат” в социальных сетях, а не в жизни, поэтому уделяйте им внимание, проявляйте участие, поиграйте с ними и выслушайте. Это полезно и взрослым, и детям.

Наталья МИХАЙЛОВА.

Фото автора.

Сергачский район.

Консультация

Называйте переживания «по имени»

Погода в доме во многом зависит от того, насколько каждый из членов семьи готов работать над отношениями: уступать, не раздувать конфликт на пустом месте, уметь договариваться, слышать и понимать друг друга. А значит, говорить больше нужно не только с детьми, но и со взрослыми. Семейный психолог Елена Беркович дает несколько советов, которые могут помочь наладить климат в доме.

«Они прожили вместе тридцать лет и ни разу не поссорились». Это еще не говорит о безоблачном счастье. Не ссориться легче всего с тем человеком, до которого нет никакого дела. Загоняете претензии и обиды внутрь — разрушаете отношения. Лучше говорить о своих чувствах, но соблюдая определенные правила.

Я-сообщение. Это безопасный способ передачи другому человеку своих чувств и эмоций, того, как видите отношения в будущем. Просто нужно подать свое сообщение так, чтобы не оскорбить собеседника. Например: «Я сержусь, когда мне не дают сказать» или «Мне приятно видеть, когда ты улыбаешься, хочу, чтобы каждое утро начиналось так».

Правила
построения
«Я-сообщения»

 используйте слова, которые точно описывают ваши чувства, говорите от первого лица;

 не преувеличивайте,

 не используйте обидных слов,

 будьте максимально корректны,

 делайте упор на то, как обсуждаемая проблема влияет на вас.

Активное слушание. То, что природа наделила нас слухом, еще не означает, что готовы услышать того, кто рядом, а главное, понять. Разговаривая, часто вспоминаем похожие ситуации из своего опыта, раздумываем над ответом, в общем, отвлекаемся от того, что говорит человек. Активное слушание означает готовность принять человека, его точку зрения. Но это не значит, что с его позицией обязательно нужно соглашаться.

Правила
«Активного
слушания»

Такой способ общения поможет направить разговор в нужное русло, понять друг друга. Чтобы услышать собеседника, нужно лишь назвать его переживание «по имени». Например: «Я чувствую, ты очень расстроен» или «Тебе неприятно это слышать». Обычно в ответ человек начинает делиться своими чувствами. И тут важно избегать вопросов и оценок, а просто продолжать слушать.

Игра в пинг-понг. Фразы, безобидные на первый взгляд, брошенные в запале или необдуманно, могут вызвать бурю эмоций и привести к долгому выяснению отношений. Вот несколько таких фраз.

«Ты всегда думаешь только о себе». В ответ часто начинаем убеждать человека, сказавшего так, в безграничной любви, вспоминать жертвы, которые когда-то приносили ради него. А нужно всего лишь спросить: что бы он хотел, чтобы вы для него сделали; как вы должны проявлять внимание и поддержку.

«Конечно, у тебя есть дела поважнее, тебе не до меня». Оправдания и обещания — потеря времени. Лучше поинтересуйтесь, как бы человек хотел провести время вместе. Это поможет ему определиться с конкретными предложениями, которые выльются в совместные планы.

В общении то и дело возникают трудности перевода. Не удалось справиться со своими эмоциями, проявить терпение… Возможно, в следующий раз получится лучше. Мы всю жизнь учимся друг у друга, учимся общаться.

Валентина ТАРАСОВА.

Общее дело

Сблизиться с ребенком, лучше понять его поможет общее дело. Например, кукольный театр. Малыш с удовольствием посмотрит постановки сказок с участием его любимых игрушек. Несколько стульев, занавешенных покрывалом, — и театральные подмостки готовы.

Еще одна увлекательная игра для ребенка 2-5 лет — «Собираем ягоды». Наберите пуговиц, разбросайте их по полу. Получилась ягодная поляна. Себе и ребенку возьмите по «корзинке». Собирайте «ягоды» не просто так, а с целью: кто больше. Это хорошая тренировка ловкости и сосредоточенности. А можно по цвету: кто быстрее соберет все зеленые.

«Пальчики». Все дети играют друг с другом в игрушки. В их играх разворачиваются целые истории, и того же они ждут от нас. Начните с простого — нарисуйте пальчикам лица, на своей руке и у малыша. Пусть это будут мама, папа, бабушка, подружка, он сам. Начните разыгрывать простые ситуации, из жизни. Со временем включится и фантазия.