Posted in Экономика
21.01.2016

Можно ли наказывать невиновных людей?

Неужели это будет продолжаться бесконечно? Неужели снова и снова организации‑монополисты, стремясь решить свои финансовые проблемы, будут ставить под удар десятки и сотни тысяч нижегородцев?

Вот недавний пример. 28 декабря 2015 го­да руководство энергоснабжающей группы компаний «ТНС энерго» ввело режим ограничения поставок электроэнергии, в результате чего в Нижнем Новгороде были обесточены многие трамвайные и троллейбусные маршруты. В результате тысячи жителей столкнулись с непредвиденными трудностями. Так и не дождавшись транспорта, вынуждены были добираться окольными путями. И это зимой, многие с детьми, долго ли заболеть!

Энергетики считают приостановку электроснабжения нижегородского общественного транспорта обоснованной, так как муниципальное предприятие «Нижегородэлектротранс» по состоянию на 28 декабря 2015 года задолжало за потребленную электроэнергию огромную сумму — более 140 миллионов рублей. По словам заместителя генерального директора «ТНС энерго» Сергея Афанасьева, поставщики энергии неоднократно шли навстречу просьбам администрации Нижнего Новгорода об отсрочке платежа, но это привело лишь к росту задолженности. С августа 2014 года по октябрь 2015‑го (то есть конфликтная ситуация зародилась еще при прежнем руководстве города) энергетики семь раз намеревались ввести режим ограничения электроснабжения, но после частичной оплаты задолженности решение откладывалось. А 28 декабря 2015 года многие трамваи и троллейбусы были обесточены. Только после вмешательства губернатора области Валерия Шанцева ситуацию удалось на время разрулить. В результате переговоров между главой региона, руководством города и «ТНС энерго» стороны решили, что в тот же день весь транспорт в полном объеме выйдет на свои маршруты. После новогодних праздников, как сообщил тогда представитель энергоснабжающей компании, переговоры по решению проблемы задолженности будут продолжены.

С выплатой задолженности в обещанном объеме у нового руководства города и транспортников не получилось, и вот уже из офиса «ТНС энерго» вновь донеслось грозное предупреждение: «Ограничение энергопотребления муниципальным предприятием «Нижегородэлектротранс» будет введено 28 января текущего года. Ограничение коснется ряда тяговых подстанций и диспетчерских пунктов, что может затронуть около 70 процентов маршрутов предприятия».

Всплыла в памяти схожая история более чем десятилетней давности. И пусть она никак не была связана с транспортом, суть одна и та же: тогда, как и теперь, страдали ни в чем не повинные люди.

Дело было в Чкаловске. Мороз набирал силу, а во многие дома, несмотря на жалобы жителей, тепло не поступало. Мерзли дети, старики, больные люди… Как журналисту мне пришлось разбираться в тревожной ситуации. Выяснилось, что причиной неподачи тепла в дома стала задолженность одного из чкаловских предприятий перед энергетической компанией. Именно поэтому энергетики‑монополисты, невзирая на страдания людей, не желали «сдвинуть заслонку» в трубе с живительным теплом.

Тогда в ситуацию в экстренном порядке вынуждены были вмешаться депутаты областного Законодательного Собрания, вызвавшие на внеочередное пленарное заседание регионального парламента причастных к ситуации должностных лиц. И, к удовлетворению чкаловцев, тепло они вскоре получили.

Помнится, тогда я задал руководителю региональной антимонопольной службы Геннадию Гудкову один только вопрос: «Есть ли федеральный закон, запрещающий юридическим лицам решать свои финансовые проблемы, подвергая при этом опасности здоровье и благополучие граждан?» Он ответил откровенно: «Нет такого закона». Выходит, и сегодня нет, если монополисты вновь ни в грош не ставят здоровье людей, законопослушных граждан.

Людям часто советуют: «Идите в суд отстаивать свои права». А почему не идут в суд решать свои проблемы с городской властью представители «ТНС энерго»? Судитесь, доказывайте свою правоту, только оставьте в покое тысячи людей, которые не должны вам ни копейки!

Так можно ли все-таки в нашем правовом государстве наказывать невиновных людей? Сотни тысяч нижегородцев ждут ответа и от прокуратуры, и от законодателей всех уровней.

Николай РЯЗАНОВ.