Деревни заслуживают памяти
У читателей «Земли нижегородской» разный возраст. Но есть общее качество — все они думающие. Вот, например, Леонид Карпов из села Бурцева Балахнинского района. Мы побывали у него на днях.
Леонид Александрович в шапке-ушанке встретил нас у калитки. Провел в дом, достал из-за пазухи исписанные листы.
— Люблю излагать мысли на бумаге, — пояснил он. — Здесь мои соображения на разные темы. Присаживайтесь, читайте.
— А поговорить?! — присели мы.
— Можно и поговорить, — согласился хозяин.
Леонид Карпов имеет звания «Заслуженный лесовод РСФСР», «Почетный гражданин Балахнинского района». Родом из Перевозского района, приехал в Бурцево после окончания Арзамасского лесного техникума в 1954 году. Вскоре возглавил местное лесничество и много лет им руководил. Немало домов в селе построено благодаря его заботам.
Сейчас деревни по всей стране исчезают, Карпову больно на это смотреть. Вот его записи:
«Русские люди раньше вели здоровый образ жизни. Занимались земледелием, старались увеличить пахотную площадь. Было трудно, да. Но это лучше, чем легкая праздная жизнь. Пьянствовать было некогда.
Рабочие руки ценились, а надеяться не на кого, кроме как на себя и домочадцев. Поэтому семьи были большие, и, таким образом, увеличивалось русское население.
В советское время, уже после Великой Отечественной войны, необходимость в напряженной физической работе стала отпадать. Люди начали предаваться пьянству, искать еще более легкую жизнь. В этом одна из причин вымирания деревень.
По моему мнению, необходимо ставить памятники исчезнувшим поселениям. Раз уж не сумели сберечь, надо хотя бы чтить добром наших предков, которые жили там в тяжелом труде».
Кому-то покажется чудачеством предложение Леонида Александровича. «На текущие-то дела денег не хватает», — скажут скептики.
— А тут не нужны большие деньги, — уверен Карпов. — Разве трудно обеспечить немного цемента для обелиска и табличку с надписью? Было бы желание…
Леонид Карпов не выносит пассивности. В свои далеко не юные годы он постоянно за работой. Пока дожидался нас, чистил снег, колол лучину для растопки печи.
Хозяин один в доме. Жену схоронил два десятка лет назад. Сын с семьей живет в Перевозе. По поводу одиночества у Леонида Александровича тоже есть записи:
«Говорят, одиночество укорачивает жизнь. Это как посмотреть.
В 89 лет все делаю сам. Тут мне повезло: живу в селе, дел по дому всегда хватает. Редко, но бывает, что нет никаких работ. Тогда меня выручает бытующее в русском языке выражение «перекладывать из пустого в порожнее». Главное — двигаться.
Кроме работ по дому, обязательно хожу быстрым шагом до соседней деревни. Три километра в день. Заметил, что это снижает артериальное давление на 20-40 единиц. Как и колка дров.
Делаю полуторачасовую зарядку. Утром и вечером приседаю по 50 раз.
К врачам не обращаюсь, таблетки не употребляю. Они ведь одно лечат, другое калечат. Подвижный образ жизни спасает меня от многих заболеваний и продлевает годы».
Леонид Александрович призывает всех читателей «Земли нижегородской» следовать его примеру. Так что на старт, внимание, марш!
Ну а нашей газете в ее 25 лет сама жизнь не велит сидеть на месте.
Александр СИНИЦЫН.
Балахнинский район.