Posted in Экономика
24.12.2015

В форме сирийского солдата

В конце 70‑х — начале 80‑х годов прошлого столетия противостояние между Советским Союзом и США, поддерживавшими Израиль, обострилось до предела. Начавшийся в Ливане военный конфликт выплеснулся и на территорию Сирии, союзника СССР против гегемонии США на Ближнем Востоке. Тогда нам мало что было известно о происходящем там, зато сегодня мы знаем, что сражения шли и на суше, и в воздухе, и на море.

В сентябре 1982 года у побережья Ливана начали сосредотачиваться корабли США, Англии, Франции и Италии. В ответ к берегам Сирии прибыл отряд советских кораблей и подводных лодок с целью не допустить блокады этого государства, защитить его от ударов со стороны моря. Израиль возобновил бомбардировки долины реки Бекаа. Американская авиация начала наносить удары по сирийским войскам в центральном Ливане. В ответ сирийцы нанесли ракетно-бомбовый удар по корабельной группировке НАТО, вынудив английский и итальянский отряды отойти к Кипру.

США принимают решение увеличить корабельную группировку в Средиземном море, перебрасывают стратегические бомбардировщики на авиабазы в Турции и Саудовской Аравии. На это не ответил Советский Союз.

В январе 1983 года в сирийский порт Тартус прибыли транспорты с советскими боевыми линейными частями. В их числе два зенитных ракетных полка ПВО, оснащенных зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) дальнего действия С-200. Один из них расположился близ города Хомс, прикрыв от ударов с воздуха северо-запад Сирии, место дислокации второго — 30 км южнее Дамаска, таким образом был прикрыт столичный оазис.

Вскоре флот НАТО убрался от берегов Ливана, израильские войска отступили на исходные позиции. Воздушная война продолжалась еще год, но повлиять на ситуацию в целом уже не могла. После восстановления системы ПВО в Сирии надобность в советской оперативной группе отпала, наши парни вернулись домой.

Разворачивающиеся сегодня на территории Сирии события заставляют вспомнить происходившее здесь более тридцати лет назад. Рассказать об этом лучше других может лишь непосредственный участник тех военных действий. В числе таковых наш земляк Юрий Дикарев, служивший в Сирии полтора года.

Он рассказывает:

— Когда провожали в армию, я, конечно, мог предполагать, что воинский долг забросит меня далеко от родных мест, но чтоб за границу, в арабскую страну, где идет настоящая война, — такое в голову не приходило. Попал в войска ПВО. Наша часть дислоцировалась в Азербайджане, в городе Нахичевань, неподалеку от границ с Турцией и Ираном.

Через год нас перебросили в Николаев. Здесь технику перекрасили под цвет пустыни, и нам объявили, что направляемся в Сирию. Сначала привезли на какие-то склады, где мы переоделись во все гражданское, через некоторое время получили загранпаспорта, но вскоре все документы, даже комсомольские билеты, забрали.

И вот нас размещают на теплоходе «Украина». В душе смешанные чувства: ты в гражданке, тебя обслуживают, можно сказать, как туриста, но впереди неизвестность, и это тревожит.

Примерно через сутки были уже в сирийском порту, сюда же пришла техника. Прежде чем сойти на берег, снова переодеваемся, теперь уже в форму солдат сирийской армии. Благодаря тому что все действия заранее были не раз отработаны, быстро выдвигаемся к месту назначения, к городу Хомс. Нашему дивизиону зенитно-ракетных комплексов «Оса» была поставлена задача обеспечить защиту комплекса С-200 от низколетящих наземных целей. «Оса» для этого и предназначена. Мы могли работать по вертолетам, самолетам и даже по танкам.

В первые полгода за пределы отведенной нам территории никого не выпускали. Объясняли тем, что в окрестностях бесчинствуют банды. Позже их прижали, видно, выдворили. Мы группами стали выезжать в город в гражданской форме, но с нами обязательно офицер либо прапорщик с оружием.

Наше подразделение не несло боевых дежурств. Моя обязанность заключалась в том, чтобы проверять и настраивать ракеты. Как-то ночью нас подняли по тревоге. Выбегая из домика, вижу, как ракета, разорвав темноту, стремительно уносится ввысь. Заняли каждый свое место. Ждем продолжения пусков, однако поступила команда «отбой», цель поражена.

Оказалось, израильтяне запустили беспилотник, первой же ракетой мы его сбили. Среди военнослужащих шли разговоры, что послали нас в Сирию для того, чтобы продемонстрировать качество и эффективность советских комплексов ПВО. С этой задачей, думаю, мы справились.

В Сирии прослужил я почти полтора года, но нисколько об этом не жалею. Мы получили возможность посмотреть другой мир, он был хоть и чужим, но по-своему интересным. И воинский долг выполнили достойно — сирийцев защитили и показали, на что способно наше советское оружие, — заканчивает рассказ Юрий Геннадьевич.

Опять же на круизных лайнерах, в гражданской одежде наши солдаты и офицеры вернулись на Родину. Советский Союз не позволил Соединенным Штатам установить свои порядки на Ближнем Востоке. Это произошло позже, и мы, к сожалению, стали тому свидетелями, когда не стало уже Советского Союза, когда Россия во многом утратила свои позиции. И все же мы снова вступились за Сирию. Какой-то незримой нитью связана Россия с этой землей. Снова наши парни защищают честь своей страны на дальних рубежах.

Александр ПУЗАНКОВ.

Сергачский район.