Погибли в тыловом небе
Над Горьковской (Нижегородской) областью проходили трассы перегонов американских машин, получаемых по ленд-лизу. Десятки машин разбились на этой трассе. В том числе и в нашей области.
Гибли наши летчики и защищая небо над тыловым Горьким, которое таранным ударом пытались пробить стервятники люфтваффе.
В годы войны на территории нашей области базировалось несколько запасных авиационных полков, в которых обучались пилоты, прежде чем оказаться на фронте. И там случались катастрофы.
На многих сельских погостах можно найти заброшенные могилы пилотов, погибших в тыловом небе.
«Погиб при выполнении боевого задания», — значится в «похоронке» каждого из летчиков, если даже место его захоронения указано там, где война не проходила.
Будем ждать ваши весточки о неизвестных могилах пилотов.
Вознесенский район
Здесь 11 мая 1944 года потерпел катастрофу самолет, экипаж которого состоял из летчика лейтенанта Лукьянова Дмитрия Георгиевича и старшего техника-лейтенанта Родионова Ивана Кузьмича. Как сообщили из архива Министерства обороны, местом службы экипажа была воинская часть 21977 104-го транспортного авиаполка 73-й транспортной авиадивизии. Экипаж самолета погиб и захоронен в селе Вознесенском. В похоронном извещении значится, что они погибли, возвращаясь с боевого задания.
Известно, что 73-я вспомогательная авиационная дивизия занималась перегоном американских самолетов с аэродрома в Красноярске и советских бомбардировщиков с заводов в Иркутске и Комсомольске-на-Амуре. Судя по составу экипажа, разбился небольшой самолет, возможно, из полученных по ленд-лизу.
И Д. Г. Лукьянов, и И. К. Родионов были переведены в воинскую часть из Гражданского воздушного флота в 1943 году.
Следопытами установлено, что лейтенант Дмитрий Григорьевич Лукьянов, 1911 г. р., был родом из деревни Сухой Дол Воронежской области.
Старший техник-лейтенант Иван Кузьмич Родионов, 1914 г. р., — уроженец г. Актарска Саратовской области.
После войны на могиле экипажа побывала жена Лукьянова, она участвовала в эксгумации тел перед перезахоронением и опознала мужа. Приезжали братья Ивана Дмитриевича и дочь Нэлли Дмитриевна Опарина.
Могила летчиков в селе Вознесенском находится в хорошем состоянии.
Большеболдинский район
5 сентября 1941 года близ поселка Яз разбился самолет ДБ-3. Погиб экипаж летчика-испытателя Воронежского авиазавода Борисова Василия Иосифовича. Самолет летел из Казани в Воронеж. Погода на пути следования была неблагоприятная. В составе экипажа были бортмеханик Запекин и радист Бухтаров. Имена их до сих пор не установлены.
На месте гибели установлен обелиск. Деньги на его установку собрали жители села — более ста тысяч рублей.
Следопыты Новослободской школы и Большеболдинского Дома детского творчества обещали, что их поисковая работа будет продолжаться, ведь остаются неизвестными судьбы еще двух членов экипажа.
* * *
В Большом Болдине на сельском кладбище есть могила, на которой значится:
«Здесь похоронен летчик капитан Грехов Владимир Александрович. Погиб 1 февраля 1942 года».
В пасмурный туманный полдень 1 февраля 1942 года болдинцы услышали гул самолета, а потом послышался грохот. Очевидцы рассказывали, что когда они выбежали на поле, то увидели черную борозду и разбросанные обломки самолета. С дороги в поле свернул возница с дровами. Поклажу саней сбросили на обочину, а в них уложили летчиков. Все они были живы. Как только их привезли в больницу, врачи тут же начали оказывать им помощь. Но, к сожалению, вечером перестало биться сердце командира экипажа капитана Грехова.
Оставшиеся в живых летчики рассказали, что летели после выполнения боевого задания, но непогода сбила их с маршрута. Пришлось идти на вынужденную посадку, которая закончилась трагически.
Командира похоронили с воинскими почестями. 9 мая 1967 года сельчане сменили деревянный подгнивший памятник на новый. Следопыты узнали, что капитан Грехов был родом из Кировской области и в 1971 году на его могилу приезжал племянник Лев Грехов.
В мае 2010 года на могиле летчика установили гранитный памятник.