Партизаны хранили его имя

Наша семья является давней подписчицей газеты «Земля нижегородская». В каждом номере мы читаем поисковые материалы в разделе «Возвращенные имена». 70 лет прошло с тех пор, как закончилась война, и можно бы о ней забыть, но этого не происходит. Слишком много жизней отняла она. Слишком много солдат не вернулось в родные края.

У нас с войны не пришел мой дедушка Виталий Яковлевич Хозин. Он был воздушным стрелком и погиб в бою. Похоронен в белорусской деревне Зоричи.

В последний раз мы были на могиле деда 9 мая 1991 года. С тех пор Белоруссия стала отдельным государством, и мы туда больше не ездили. Нас тогда встретили очень хорошо. Мы узнали, как погиб экипаж самолета, в котором находился наш дед.

Мы живем в поселке Мухтолово: дочь Виталия Яковлевича Хозина Каморкина Нина Витальевна, я, внук Каморкин Алексей Александрович, внучка, Мухина Наталья Александровна, и наши дети — его правнуки.

Хотелось бы узнать, живет ли сегодня память о нем на белорусской земле. Мы верим, что белорусы никогда не откажутся от этой памяти. Дорогой ценой была завоевана свобода на белорусской земле. Много солдат погибло там. Среди них и наш дед.

Заранее вам благодарны.

Ардатовский район,

с. Мухтолово.

 Согласно оперативной сводке № 12 штаба 23-й бомбардировочной авиационной дивизии, четырнадцать экипажей 213-го бомбардировочного авиационного полка 3 июля 1941 года нанесли бомбовый удар по мосту через реку Березину у деревни Большая Ухолода и железнодорожному мосту у города Борисова. Мосты были разрушены. В районе целей бомбардировщики были атакованы немецкими истребителями. Завязался воздушный бой. Экипажам бомбардировщиков удалось сбить два истребителя врага, но свои потери оказались больше. Два бомбардировщика загорелись в воздухе, два самолета ушли на вынужденную посадку, один экипаж пропал без вести.

Один из самолетов рухнул перед поселком Боровое. Всех погибших членов экипажа местные жители похоронили на месте падения самолета. До конца войны хранили они документы воздушного стрелка сержанта Виталия Яковлевича Хозина. Из них узнали, что он был уроженцем Горьковской области.

И только в 1990-е годы молодеченский поисковый отряд «Долг» разыскал в поселке Мухтолово Ардатовского района Горьковской области родных Виталия Яковлевича Хозина — жену и дочь.

Сохранился рассказ участника партизанского движения Белоруссии Николая Тимофеевича Шерого, записанный следопытами. Он был не только свидетелем падения бомбардировщика, но еще и поведал о том, как им помогал воевать… перочинный ножик погибшего стрелка Хозина.

Вот этот рассказ:

«В августе 1941 года попавшие в окружение солдаты и офицеры Московской Пролетарской дивизии составили ядро партизанского отряда имени Ворошилова, который вошел в состав бригады имени Щорса.

Отряд численно рос. Росли масштабы и сила его боевых действий. Нарастали удары по врагу.

Однажды командир отряда дает моей группе задание: уничтожить штабную машину с офицерами, а у местных жителей отыскать перочинный ножик члена экипажа погибшего бомбардировщика. Этот ножик принадлежал стрелку Хозину.

Я удивился. Откуда стало известно об этом ноже и зачем нужна такая мелочь, что в нем особенного?

Но приказ есть приказ, и надо его выполнять. Вражескую машину со штабными офицерами мы уничтожили сравнительно легко. А вот с ножом вышла промашка. Его, оказывается, надо было искать совсем в другом месте — в селе, где располагался штаб вражеского гарнизона. След вел к местному жителю, который забрал этот нож.

К счастью, операция прошла успешно, без жертв, и нож оказался в наших руках.

А уже на следующий день наш командир, отправляя очередную группу на задание, сказал, что вместе с ними пойдет нож погибшего летчика Хозина. Не поверите, но он так и сказал.

Так и повелось, нож вручали старшим группы, отправляющейся на задание.

Через некоторое время на щечках ножа появилась надпись: «Отомсти! Спаси! Выручи!»

Так и «воевал» нож Виталия Яковлевича Хозина с нашими партизанами. Вот только сохранить его не удалось. Он был утерян при форсировании реки Березины. Бросок наш был стремительный, и о пропаже мы узнали, когда были уже далеко от места форсирования. Но зато мы сохранили имя летчика и нашли его родных».

Живет ли сегодня память о Виталии Яковлевиче Хозине на белорусской земле?

Живет! Эти фотографии, которые мы получили из Белоруссии, тому подтверждение. У памятника, что стоит в селе Зоричи, есть хорошие шефы — учащиеся Велятичской школы.

Сергей ЯСИН.