Posted in Семья
26.11.2015

Мой адрес: разрушенный дом

Мать Александра Павлова была лишена родительских прав. Воспитывался Саша в социально-реабилитационном центре в селе Каменка, а затем в Перевозском детском доме. Сейчас Александру 20 лет, он работает грузчиком на продуктовой базе в Нижнем Новгороде, живет там же в вагончике. Квартиры у него нет. Человеком без определенного места жительства его, по сути, сделало государство.Александр Павлов — не единственный сирота в Перевозском районе, который нуждается в собственном жилье, но до сих пор его не получил. Почему дети-сироты остались без квартир? Почему районные органы опеки не следят за судьбой ребят?

Как выпускник детдома попал в рабство

Перевозский район, село Палец, улица Село, дом 28. По этому адресу прописан Александр Павлов. Адрес есть, прописка есть, но самого дома как объекта недвижимости в природе не существует. Вместе с Сашей в ветреный ноябрьский день мы приехали взглянуть на это место. Там, где когда-то стояла изба, растет бурьян. Не осталось даже фундамента. Более десяти лет назад мать Саши продала недвижимость за бесценок безо всяких договоров. После чего дом по бревнышку разобрали на дрова.

— Первый раз в социально-реабилитационный центр попал в 6 лет, — рассказывает Александр. — Мама выпивала, поэтому я то находился в центре, то она меня забирала домой, иногда убегал сам. Ее лишили родительских прав, и в 14 лет я попал в детский дом в городе Перевозе.

Саша невысокий, худенький, в очках, в не по погоде тонкой курточке. Свою историю он рассказывает в машине, пока едем в его родное село, и уже потом, стоя на пронизывающем ветру на месте несуществующего дома.

В 2013 году Александр вышел из детского дома и поступил учиться в Перевозский строительный колледж, где находился на полном государственном обеспечении. Он был поставлен в очередь на получение жилья как нуждающийся и должен был получить квартиру по окончании учебы.

Проучился недолго. В апреле 2014 года с матерью, которая живет в квартире брата в Пальце, как выразился сам Александр, начались проблемы. Чтобы помогать ей, парень уехал из Перевоза в село и устроился работать в хозяйство местных фермеров. Вскоре его отправили пасти стадо баранов в летние лагеря — все лето он прожил прямо в поле, в сарайчике.

— В конце лета стало холодно, предложил хозяевам на ночь загонять скот на ферму, но они отказались, — рассказывает юноша. — Я больше не мог жить практически под открытым небом, поэтому ходил ночевать в село.

В это же время у матери Саши случился инсульт, ее парализовало.

Осенью, когда фермеры посчитали скот, выяснилось, что в стаде не хватает 28 баранов. В пропаже обвинили Александра и «повесили» на него большую сумму денег.

Потом с парнем произошла жуткая, криминальная история. Его избили, он сбежал. Два месяца прятался у тети в соседнем районе. Бывшие работодатели разыскали его, снова избили и на машине увезли в Шатковский район, где находится еще одна принадлежащая им ферма. Сашу поселили в сторожевой избушке на территории фермы и заставили отрабатывать за пропавший скот. Денег давали только на скудное питание.

В рабстве Александр находился до середины этого лета. Его отпустили, только когда хозяева посчитали, что долг выплачен. Запуганный, парень не пытался обратиться в полицию, думал, что сделает этим только хуже.

Из колледжа Сашу отчислили 29 октября 2014 года по собственному желанию. За все это время районные органы опеки, которые обязаны следить за жизнью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни разу не поинтересовались судьбой мальчика. Его не искали, не узнавали, почему он ушел из колледжа, где и как живет. Жив ли он, здоров ли — никому не было дела.

Из органов опеки Александру позвонили, лишь когда подошло время получать квартиру. Но, как оказалось, пригласили его в администрацию Перевозского района вовсе не для того, чтобы эту квартиру предоставить.

Прокуратура нашла нарушения

Когда нынешним летом Александр Павлов приехал в районную администрацию, главный специалист управления образования, секретарь комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам Вера Николаевна Манина предложила ему написать заявление о том, что он отказывается от квартиры в этом году, с тем чтобы перенести его очередь на следующий год. Тот факт, что парень уже год скитается без жилья, находится в трудной жизненной ситуации, органы опеки, похоже, нисколько не смутил.

Специалист по школьному образованию, вопросам семьи и защиты имущественных прав детей мотивировала свое предложение тем, что сейчас Саша находится в другом районе, а значит, если получит квартиру, он не будет в ней жить и у него будут копиться долги по квартплате. На это странное предложение Александр согласился и написал соответствующее заявление. У него, и так настрадавшегося, не хватило уверенности бороться за свои права.

Но тут на помощь Александру Павлову пришел неравнодушный человек, который решил бороться за него, — Василий Михеев, депутат Палецкого сельсовета, эксперт рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» Общероссийского народного фронта (о нем «ЗН» писала в № 33 от 14 августа 2015 года). О Сашиной судьбе он узнал со слов жителей села и начал собственное расследование.

— Обратился с запросом в администрацию Перевозского района, — рассказывает Василий Васильевич. — Получил такой ответ: Павлов Александр включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории района. Также сообщили, что Александр обучается в Перевозском строительном колледже, срок обучения — до 30 июня 2015 года, и что официальной информацией о том, что в настоящее время он не обучается, администрация Перевозского района не располагает.

В ответе, который был дан в марте этого года, говорится и о том, что совершеннолетний гражданин Павлов по вопросу предоставления жилья ни в какие организации не обращался. Оказывается, чтобы специальная комиссия занялась рассмотрением вопроса о предоставлении жилья ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, необходимо, чтобы он сам написал заявление о том, что нуждается в жилье и просит его предоставить. Сашу Павлова о том, что он должен написать такое заявление, никто никогда не информировал. Лукавство это или забывчивость органов опеки, остается только гадать.

— Директор колледжа сообщил, что Александр был отчислен по собственному желанию в октябре 2014 года, — продолжает депутат сельсовета. — В течение года районные органы опеки не поинтересовались судьбой парня, хотя им было известно, что дом, где он прописан, полностью разрушен. Я подал заявление в прокуратуру Перевозского района с просьбой провести проверку в отношении районной администрации.

Прокурорская проверка состоялась в октябре. Вот что установили. В момент, когда Александр Павлов был определен в детский дом, в 2009 году, администрация района приняла решение рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о пригодности его жилья. Но этого не произошло. Цитирую ответ прокурора: «Факт невозможности проживания А. С. Павлова в ранее занимаемом жилом помещении был признан спустя длительное время, лишь в 2013 году, что повлекло за собой нарушение прав Павлова А. С. на своевременное включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Перевозского района… В период нахождения Павлова А. С. на полном государственном обеспечении органами местного самоуправления Перевозского района своевременно меры, направленные на осуществление контроля за использованием жилого помещения, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния данного жилого помещения, приняты не были, что свидетельствует о допущенном существенном нарушении закона».

В материалах проверки говорится: жилье Александру Павлову должны были предоставить по завершении получения профессионального образования, а это не сделано до сих пор. Получается, и тут закон нарушен.

Выяснив все это, Василий Михеев разыскал Сашу. В октябре он отправил его в районную администрацию, чтобы парень забрал заявление об отказе от предоставления ему жилья в этом году и написал новое заявление — с просьбой выделить ему квартиру в 2015 году.

По словам Александра, заявление от «проживающего на территории продуктовой базы в вагончике» — именно такой адрес, за неимением другого, указал сирота — сотрудники районного управления образования приняли с большой неохотой. С тех пор прошел месяц, но ничего не изменилось.

У Саши Павлова хорошие мечты: он хочет закончить учебу, найти нормальную работу, но в первую очередь решить проблему с жильем, ведь без этого светлая полоса в его жизни вряд ли начнется.

Мама
без квартиры

Саша Павлов — не единственный бездомный сирота. Вере Бирюковой тоже 20 лет, уже два года она ждет, когда ей дадут квартиру в Перевозе.

После смерти родителей девочка в 14 лет осталась круглой сиротой. Год она жила под опекой дальней родственницы и после окончания 9‑го класса поступила в Перевозский строительный колледж учиться на повара-кондитера. Жила в общежитии на гособеспечении. После признания непригодной для жизни квартиры, где Вера Бирюкова прописана, ее включили в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Перевозского района.

Вера познакомилась с парнем, начали встречаться. Вскоре у них родился ребенок. Вере тогда было 17 лет. Молодые люди поселились на съемной квартире. Когда девушка в феврале 2014 года окончила колледж, ее выпустили, по сути, на улицу.

— Много раз обращалась в районную администрацию, просила предоставить квартиру, — рассказывает Вера Бирюкова. — И каждый раз слышала ответ: подожди, ты третья в очереди. Прошло почти два года, а я все жду…

Веру Бирюкову, так же как и Александра Павлова, сотрудники районного управления образования ни разу не проинформировали о том, что она должна написать заявление, что нуждается в жилье и просит его предоставить. Выходит, сироту просто вводили в заблуждение?

Муж Веры работает, но этих средств не хватает на жизнь. Девушка была вынуждена второй раз поступить в колледж на другую профессию, просто чтобы получать пособие. В этом году в молодой семье появился второй ребенок, мальчику сейчас 9 месяцев.

— Мой доход — это социальное пособие, пособие по уходу за ребенком и пенсия, — говорит молодая мама. — Из этих денег половину отдаю за квартиру, плачу за детский сад, на остальное одеваю и кормлю детей.

Вмешались эксперты

В день нашего приезда в Перевозе состоялась встреча экспертов Общероссийского народного фронта с представителями районной администрации, на которой, в том числе, обсуждалась ситуация с предоставлением жилья детям-сиротам. Удивительно, на совещании не присутствовал глава администрации Перевозского района Юрий Ошарин, вероятно, он был занят более важными делами. Зато на встречу, где присутствовали и журналисты, пришли Александр Павлов и Вера Бирюкова. Они рассказали экспертам о тяжелом положении, в котором оказались. Обсуждение было эмоциональным.

Сотрудники управления образования сообщили, что в списке на получение жилья в районе стоят 25 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По их словам, жилые помещения предоставляются за счет областного и федерального бюджетов, а их количество определяет региональное министерство социальной политики. В 2015 году для детей-сирот Перевозскому району было выделено всего две квартиры. (Непонятно, почему району, где так много сирот, нуждающихся в жилье, выделяют так мало жилых помещений. — Авт.)

Одна из этих квартир уже предоставлена сироте. Вторая пока пустует. Кому она достанется, будет решать комиссия. На совещании решили, что она состоится в ближайшее время. Есть шанс, что комиссия предоставит квартиру Александру Павлову, который остро нуждается в жилье. Скоро у него заканчивается договор по работе на овощебазе, это значит, что из вагончика ему придется съехать. Куда идти дальше, он не знает.

Каких-то конкретных выводов по решению проблемы Веры Бирюковой на совещании не прозвучало.

Эксперты ОНФ пообещали еще раз приехать в Перевоз в декабре, чтобы проконтролировать ситуацию. Наша газета также будет следить за развитием событий.

Урок равнодушия

В заключение хочется сказать вот о чем. Вера Бирюкова написала эксперту ОНФ Василию Михееву письмо с просьбой о помощи, в нем есть такие слова: «За весь период с 2012 года ни органы опеки, ни соцзащита ни разу не поинтересовались, как мы живем. Родив детей, я не совершила преступления, не бросила их, я люблю их. Хочу жить с детьми в человеческих условиях. У меня нет богатых родственников, и надеяться мне не на кого».

Похожие слова, стоя на месте разрушенного дома, произнес и Александр Павлов: «Когда помощь нужна больше всего, ее никогда не оказывается рядом».

Печально, что у детей-сирот, о которых обязано заботиться государство, сложилось такое мнение об окружающей действительности. Первый урок, который они получили, выйдя во взрослую жизнь: никто тебе не поможет. И этот урок равнодушия, который им преподнесла районная власть, они, к сожалению, запомнят навсегда.

Анастасия СЕРГЕЕВА.

Перевозский район.

 Вместо комментария

Мы обратились с вопросами по теме публикации в региональное министерство социальной политики. Вот ответ:

«Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жильем с 14-летнего возраста.

Для включения сироты, не имеющего жилья, в возрасте от 14 до 18 лет в список подлежащих обеспечению жильем его обращения в орган местного самоуправления не требуется. Органы местного самоуправления информацию собирают самостоятельно и на ее основании принимают решение о включении сироты в список. В случае если сироте больше 18 лет либо он считает невозможным проживание в имеющемся жилье, он (либо законный представитель лица, не достигшего совершеннолетия) вправе подать соответствующее заявление в орган опеки и попечительства.

Объем средств на обеспечение жильем детей-сирот определяется в зависимости от возможностей областного бюджета.

Средства федерального и областного бюджетов, предусмотренные на указанные цели, делятся между муниципалитетами пропорционально количеству детей-сирот и лиц из их числа, включенных в список по данному муниципальному образованию. Такие сведения органы местного самоуправления направляют в министерство социальной политики Нижегородской области ежеквартально.

В 2014 году в Перевозском районе квартиры предоставлены 3 сиротам, в 2015‑м предполагается предоставить 2 гражданам. По состоянию на 01.01.2014 года право на обеспечение жильем в районе имели 12 человек, на 01.01.2015 г. – 13 человек. В 2015 году Перевозскому району предусмотрено выделить 1,8 млн рублей.

В 2016 году на обеспечение жильем детей-сирот в области планируется выделить 265,1 млн рублей, что позволит обеспечить жильем 221 ребенка-сироту. Перевозскому району предусмотрено 2,4 млн рублей, что позволит обеспечить жильем 2 сирот».

(Публикуется в сокращении.)

 Обеспечение жильем детей-сирот в Нижегородской области

С этого года в области действует подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных законодательством Нижегородской области». Она является частью государственной программы «Обеспечение населения Нижегородской области доступным и комфортным жильем».

Подпрограмма реализуется в 2015-2024 годах. Финансовое обеспечение составляет около двух миллиардов рублей. До этого действовала целевая программа «Дети-сироты» по улучшению жилищных условий для детей, оставшихся без родителей.