Отголосок войны

Так и появилось поле, с которого всегда собирали неплохой урожай. Последние дни предзимья. В ночь на эти поля прорвался теплый воздух, и теперь все вокруг окутано плотным туманом. Вдали чуть виднеется  полоска леса. Тогда его здесь не было. Тогда от поля покатый склон резали овраги, поросшие  березняком. Вот этот лесок, вылезший из оврагов на кручу, называли Болгары, а почему — неведомо. Никто уже об этом не знает. У поля есть еще другое название — Венец. Если бы не лес вдоль дороги,  перед нами бы открывалась панорама красивых покатистых угоров, которые любят рисовать заезжающие в Крутец художники.Все произошло именно здесь… Следов той давней трагедии не сохранилось. Поле каждый год распахивают, и земля давно выровнялась. Свидетелей событий тех лет почти не осталось…

Поиск начался неожиданно. Из села Крутец Бутурлинского района пришло письмо от заведующей сельским клубом Натальи Владимировны Кузнецовой:

«Хочу обратиться к вам с просьбой о содействии. Для начала расскажу историю, которую услышала много лет назад от моих односельчан. Эта история касается Великой Отечественной войны. Хоть наш Крутец в годы войны находился в глубоком тылу, но и до него долетел ее отголосок.

2 декабря 1942 года рядом с нашим селом упал самолет. Старожилы даже называли поле, где это произошло, — Венец. Поле это примыкает к повороту на село Луговское от трассы Бутурлино — Сергач. От нашего села это в трех километрах. В старой подшивке районной газеты я разыскала воспоминания очевидцев, которых сегодня уже нет живых.

Ольга Павловна Дудина рассказывала:

«В этот день мы с Евдокией Петровной Шекуновой поехали за кормами в поле. Вдруг мы услышали ровный гул приближающегося самолета. Прямо над нами в моторах самолета начались перебои».

Продолжает рассказ Михаил Максимович Жебряков:

«Мы молотили горох, когда услышали непривычно громкий гул самолета, а потом увидели, как он стремительно приближается к земле. Когда я подъехал на лошади к месту его падения, то увидел, что трое из пяти летчиков мертвы. Один был ранен и без сознания лежал под крылом самолета. А второй из живых спросил, где он находится, и попросил помощи. Я был верхом и взять летчиков не мог, но тут подъехали две наши женщины и отвезли их в больницу».

Погибших летчиков похоронили на сельском кладбище. За памятником все эти годы следили местные школьники, подкрашивали его, но на табличке полностью сохранилось только одно имя — Михаила Ивановича Кулагина — и две фамилии: Шажков и Шлычков (но вот точны ли они, поручиться не могу). Два выживших члена экипажа остались неизвестны.

В 1963 году в Крутецкий сельсовет пришло письмо от жены одного из погибших членов экипажа. Стало известно, что жена Кулагина Михаила Ивановича жила в Челябинске, его сестра — в Ленинграде, а сын — в Москве. Никто в селе не помнит, приезжала ли жена Кулагина в Крутец, но на памятнике появилась фотография погибшего. Видимо, все-таки приезжала.

Как мне стало известно, в 1972 году в районной газете было напечатано коротенькое письмо, пришедшее из села Лебяжье Павловского района Алтайского края. Автором его был Илья Никитович Жирнов:

«Во время Великой Отечественной войны наш экипаж, выполняя боевое задание, пролетал над территорией Бутурлинского района. Недалеко от Бутурлина отказал мотор, самолет врезался в землю и разбился. Летчик, штурман и инженер погибли. Радист-бортмеханик и я — Жирнов Илья Никитович — чудом остались живы. Нас подобрали две женщины и доставили в медпункт, оттуда направили в госпиталь № 1022 Бутурлинского района. Врачи по­ставили меня на ноги, вылечили.

Я вновь воевал с врагами, закончил войну и остался жив. Навсегда я сохраню память о моих погибших товарищах, оставшихся на вашей бутурлинской земле, и о людях, которые помогли нам. Очень прошу вас выслать мне фотографии братской могилы, где лежат мои друзья».

Конечно, надо, по возможности, уточнить имена всех членов экипажа самолета, разбившегося у нас. В этом году на месте захоронения летчиков поставлен новый обелиск. Подскажите мне, пожалуйста, с чего начать поиск».

(Продолжение следует.)

Вячеслав ФЕДОРОВ,
Андрей ДМИТРИЕВ.

Бутурлинский район,

с. Крутец.