03.11.2015

Дорожная карта указывает путь

Нехватка специалистов в аграрных предприятиях — острейшая проблема, и не новая. То, как ее решать, обсуждали в Нижегородской сельскохозяйственной академии – там состоялось совещание с представителями регионального правительства, главами районов области, преподавателями и студентами вуза. Хозяйства нуждаются в агрономах, экономистах, зоотехниках, ветврачах и других специалистах. Как увеличить число выпускников, которые, окончив аграрный вуз, пойдут работать в сельское хозяйство?

Работать надо
сообща

Работодателям, органам государственной власти, местного самоуправления, академии необходимо действовать сообща. В одиночку нам с этим, конечно, не справиться, — считает ректор Александр Геннадьевич Самоделкин. — Соответствующие решения были приняты по итогам совещания: договорились, что министерство сельского хозяйства, вуз, муниципальные образования, хозяйства — все вместе создадим рабочую группу, которая должна выработать целостную систему по подготовке и закреплению кадров на селе.

В самой академии этому вопросу уделяется огромное внимание.

Мы добились того, что вуз стал эффективным и по показателям мониторинга вошел в десятку лучших аграрных вузов России, — рассказывает проректор по научной и инновационной работе Елена Дабахова. — Подготовили стратегию развития образовательного учреждения, которая была согласована с губернатором Нижегородской области Валерием Шанцевым. В ее рамках была разработана дорожная карта по повышению эффективности закрепления на селе наших выпускников. Кстати, такую дорожную карту мы создали первыми среди аграрных вузов страны, ее изучили в Минсельхозе России и теперь рекомендуют как пример.

Очевидно, что выпускники станут стремиться в хозяйства, если в них будут созданы достойные условия для жизни, если сельские территории будут развиваться — там действуют школы, детские сады, есть современная инфраструктура. Понятно, что учебному заведению не по силам обеспечить устойчивое развитие территорий, но все-таки кое-что сделать способны.

— Мы можем привлекать инвесторов, — продолжает Елена Владимировна. — Например, наши ученые многое сделали, чтобы пришел инвестор и был запущен мощный свинокомплекс в Вадском районе. Это предприятие начнет работать на местном сырье, значит, будет стабильный сбыт зерна, что повлечет развитие растениеводства, там планируется переработка. Чем не устойчивое развитие? Другой пример: делали для инвесторов оценку потенциала развития отдельных районов области — чтобы вкладывать средства, необходимо знать, какие у территории ресурсы.

Другой пункт дорожной карты — создание научной базы для диверсификации аграрной экономики. Проще говоря, поиск новых видов деятельности на селе, выпуск новой продукции. Скажем, можно развивать сельский туризм, народные промыслы, чтобы у людей была альтернатива — чем заняться, как заработать.

— Академия давно ведет научное сопровождение деятельности предприятий АПК, чтобы их работа была эффективной, — добавляет проректор. — Наши сотрудники разрабатывают устройства, машины, которые могут облегчить быт на селе. Все это поможет привлечь туда молодых специалистов.

Всего же в дорожной карте 22 предложения.

В школах —
агроклассы

В академии планируют новый вид работы: обучение студентов по индивидуальным инновационным планам — по заявкам работодателей.

— Мы можем готовить специалистов для конкретных предприятий, учитывая их потребности. Опыт есть — по такому плану в вузе заочно обучаются работники Акашевской птицефабрики из республики Марий Эл, — рассказывает Елена Дабахова. — У нас 40 базовых предприятий, где студенты проходят практику. Мы учитываем требования работодателей в подготовке выпускников и привлекаем сотрудников аграрных предприятий к преподаванию.

В академии решили не останавливаться на проведении ярмарок вакансий, а создавать базы данных свободных рабочих мест и базы данных выпускников, чтобы проще было найти работу. Для этого необходимо участие хозяйств и районов области.

Молодежь надо воспитывать — говорить о том, что значит работать на селе, какую роль она может сыграть, придя в агарную сферу, что от нее зависит будущее и независимость нашей страны. Это надо начинать со школьной скамьи.

Сейчас академия предлагает школам области создавать агроклассы, в которых будут проводить дополнительные занятия, делать научные проекты, с тем чтобы ориентировать ребят на поступление в аграрный вуз.

По словам ректора, столкнулись с такой проблемой: абитуриенты не могут поступить в вуз потому, что, например, сдавали ЕГЭ по обществознанию, а не по профильным для вуза предметам — биологии или физике. Это значит, что старшеклассников надо заранее нацеливать на сдачу именно этих предметов.

Другая серьезная проблема — сокращение в аграрных вузах страны экономических специальностей, экономику перестают читать, а факультеты закрываются.

— Экономический факультет нашей академии — один из самых востребованных, уровень подготовки здесь очень высокий, учиться сюда приходят медалисты, — говорит Александр Геннадьевич. — Без аграрной экономики не может существовать сельское хозяйство. Мы будем бороться за ее сохранение. Тут многое зависит от поддержки области.

Ценный опыт

На совещании с представителями областного правительства и главами районов были приведены позитивные примеры сотрудничества. Глава местного самоуправления Большеболдинского района Владимир Кочетов рассказал, что в базовом для академии и передовом сельхозпредприятии «Пушкинское» уже не первый год проводятся совместные эксперименты, отрабатываются новые технологии. В нынешнем году проводили опыты с биологическими препаратами — гидрогелям, которые вносят в почву для сохранения влаги, — это интересно для района, где выпадает мало осадков и в условиях меняющегося климата возможны засухи. Кстати, в хозяйстве работают пять кандидатов наук, защитившихся в аграрном вузе.

Возможно, вскоре в Большеболдинском районе реализуется еще один инновационный проект — откроется ресурсный центр, который объединит «Пушкинское», сельхозакадемию и Большеболдинский сельхозтехникум. В центре будут проходить подготовку и повышать квалификацию работники аграрной сферы, опробываться и тиражироваться перспективные технологии — у аграриев нашей области есть ценный опыт, которым нужно делиться.

Анастасия СЕРГЕЕВА.