Что рассказали холодные воды

Участники Карской экспедиции-2015 завершили работу на борту многофункционального поискового судна «Балтика» и прибыли в порт Сабетта. Запланированные поисковая и научная программы экспедиции выполнены в полном объеме.

За 22 дня поисковых работ в акватории Карского моря историкам и краеведам удалось собрать обширный научный материал, позволяющий существенно дополнить историю Великой Отечественной войны в Арктике.

Во время проведения работ велась подводная фото- и киносъемка. Экспедиция проходила в сложных погодных условиях. Скорость ветра в районе поисковых работ достигала 12 м/с, волнение моря доходило до 5 баллов, температура воды не превышала 5 градусов. В таких условиях водолазы экспедиции с борта экспедиционного судна «Балтика» совершили около 10 спусков на глубину до 40 метров. Использовался также глубоководный телеуправляемый подводный аппарат.

Экспедиция уточнила координаты гибели кораблей конвоя, достоверно опознаны транспорт «Марина Раскова», тральщики Северного флота ТЩ-114 и ТЩ-118. Окончательно подтверждена версия гибели кораблей от торпедной атаки немецкой подводной лодки U-365.

До экспедиции только по местоположению затонувшего транспорта «Марина Раскова» существовало пять вариантов координат, три варианта — по ледоколу «Александр Сибиряков».

В начале Великой Отечественной войны Ямал и Таймыр считались глубоким тылом. Именно здесь, вдоль берегов Северного Ледовитого океана, пролегала одна из самых главных на тот момент транспортных магистралей — Северный морской путь. Шедшие по нему северные конвои непрерывно доставляли в нашу страну военную технику, топливо, продовольствие и обеспечивали вывоз цветного металла из Норильска и Воркуты.

Летом 1942 года германское командование Кригсмарине направило в Карское море тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», который должен был торпедировать караваны советских судов, шедших по Севморпути. Однако на пути у «Шеера» встал старый ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Его капитан и команда понимали, что у них нет ни единого шанса в бою против германского крейсера. Но они отказались сдаться, приняли бой и смогли предупредить берег о вражеском корсаре. «Александр Сибиряков» погиб, из 99 членов экипажа в живых осталось 22. Ледокол прикрыл собой более сорока грузовых судов, находившихся в это время в пути.

После этого вражеские корабли больше никогда не заходили восточнее Новой Земли. Но на Севморпути резко активизировались германские подводные лодки. В начале августа 1944 года германское командование направляет «подводную стаю» «Грайф», состоявшую из шести лодок, в Карское море.

В это же самое время с «большой земли», из Архангельска, выходит караван
БД-5. Его маршрут пролегает от Белого моря на Диксон. В составе его пароход «Марина Раскова» и три эскортных корабля-тральщика — ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118. В трюмах транспорта находилось 6500 тонн различных грузов: продовольствие для полярных станций, оборудование для арктических строек. Кроме того, на борту было 354 пассажира: одна группа следовала на полярные станции для смены зимовщиков, другая направлялась на Нордвикстрой. Здесь же находились военнослужащие Карской авиабазы. Среди пассажиров 116 женщин и 24 ребенка.

Командиром конвоя шел капитан I ранга А. З. Шмелев, служивший на Северном море с начала войны.

В море конвой построился в установленный походный ордер: впереди «Марины Расковой» в десяти кабельтовых шел тральщик ТЩ-118 под флагом командира конвоя, слева и справа в двенадцати кабельтовых от судна заняли свои места тральщики ТЩ-114 и
ТЩ-116. Конвой шел «молча»: его радиостанциям было запрещено передавать в эфир какие-либо сообщения, чтобы не быть запеленгованными противником. Для переговоров между кораблями использовался световой семафор.

Оценив обстановку, командир пошел в Карское море не через пролив Карские ворота, как предполагалось первоначально, а через Югорский шар. К концу суток 10 августа конвой достиг входа в пролив. Войдя в Кар­ское море, конвой направился на северо-восток в обход острова Белый.

В ночь на 11 августа командир конвоя получил оповещение об обнаружении подводной лодки в бухте Полынья. Было усилено наблюдение за морем, однако ни сигнальщики, ни гидроакустики не обнаружили ничего тревожного. К полудню 12 августа поступило новое оповещение об обнаружении подводной лодки у острова Вардропер.

Конвой изменил курс, чтобы держаться ближе к острову Белый, где малые глубины могли затруднить действия подводных лодок.

В 19 часов 57 минут в 60 милях от острова Белый на транспорте «Марина Раскова» раздался сильный глухой взрыв.

Судно получило пробоину, крен на правый бок, вышли из строя два котла, остановилась машина. Взрыв был настолько мощным, что мешки с мукой, находившиеся в третьем трюме, выбросило через пробоину в борту на палубу теплохода. Спасательные шлюпки, находившиеся на правом борту, оказались разрушенными. Команда судна во главе с капитаном предупредила панику среди пассажиров и организовала борьбу с поступлением воды.

Командир конвоя, решив, что транспорт подорвался на мине, приказал тральщикам ТЩ-116 и ТЩ-118 оказать пострадавшему судну помощь, третьему — ТЩ-114 — организовать противолодочную оборону.

Дальность действия гидроакустической аппаратуры на ТЩ-114 не превышала 12 кабельтовых. Поиск подводной лодки результатов не давал, а она, как выяснилось позже, находилась в этом районе.

Уже после войны стало известно, что обнаружила конвой БД-5 немецкая субмарина U-365 под командованием обер-лейтенанта Хеймара Ведемейера, одна из «подводной стаи», направленной германским командованием в Карское море.

Шансы на победу каждой из этих немецких субмарин были стопроцентными. Фашистские подводники при нападении на конвой впервые применили в водах Арктики новое оружие — бесследные акустические электроторпеды с магнитными взрывателями, которые самонаводились на шум винтов корабля и поражали цель, взрываясь под действием магнитного поля. Это позволяло подводным кораблям врага атаковать с дальних дистанций.

В 20 часов 04 минуты при подходе к транспорту был торпедирован и через 27 минут затонул флагманский тральщик ТЩ-118.

Оставшиеся в живых члены экипажа и командир конвоя перешли на тральщик
ТЩ-114. И на этот раз следов подводной лодки не было обнаружено. Капитан I ранга Шмелев еще более уверился во мнении, что конвой попал на минное поле. По его приказанию тральщики включили акустические тралы для подрыва мин и занялись спасением личного состава транспорта.

Когда ТЩ-114 стал на якорь, его настигла торпеда. Тральщик вместе с частью экипажа и командиром конвоя погиб. Вскоре с одной из спасательных шлюпок заметили вдалеке рубку подводной лодки. Уцелевший тральщик Т-116, принявший на борт 186 человек, в том числе восемь тяжелораненых, вынужден был уйти.

После этого подводная лодка в 2 часа 15 минут двумя торпедами добила поврежденный транспорт и оставила район атаки.

Командование флотилии принимало все возможные меры по спасению людей, оставшихся в районе бедствия.

Авиации удалось спасти 73 человека. Поиски продолжились до третьего сентября, но больше никого обнаружить не удалось. Вельбот с «Марины Расковой», на котором было десять человек, пропал без вести. Кунгас с телами умерших — 86 человек — прибило в конце августа к острову Белый. Они были погребены полярниками в братской могиле.

Из 636 человек, находившихся на «Марине Расковой» и тральщиках ТЩ-114 и
ТЩ-118, погибло более 300 человек.

Гибель конвоя БД-5 была самой трагической потерей в советской Арктике в годы Великой Отечественной войны.

Людмила ЧИЖЕВСКАЯ.

В публикации были использованы фотографии участников экспедиции инженерной компании «Фертоинг» и пресс-службы губернатора ЯНАО.Из дневника экспедиции

 Волонтеры-исследователи обнаружили на территории мыса Рогозина на острове Белый в Ямало-Ненецком автономном округе братскую могилу участников конвоя БД-5.

В братской могиле предположительно находится от 12 до 25 участников конвоя БД-5. Раскопки временно были приостановлены до прибытия на остров судмедэксперта из Москвы, который должен был провести работу по идентификации найденных останков.

Как известно из архивных источников, в 1944 году кунгас (деревянное судно) с корабля «Марина Раскова» с погибшими от холода, голода и жажды участниками конвоя БД-5 прибило к острову Белый. В том же году была организована поисково-спасательная операция, погибших похоронили. В 1947 году силами работников полярной станции на острове Белый было проведено перезахоронение, но его местонахождение было неизвестно.

Волонтеры после того, как нашли братскую могилу, приступили к извлечению из грунта кунгаса, который за 70 лет почти полностью ушел в песок.

Экспедиционная работа завершится созданием документального фильма об истории арктических конвоев.

Наши земляки, погибшие в Карском море при сопровождении конвоя БД-5:

БИЗАНОВ Василий Иванович, 1919 г. р., краснофлотец ТЩ-114, уроженец д.  Венец Лысковского района. Призван на службу в 1940 году. Погиб при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года.

НАЗАРОВ Иван Матвеевич, 1923 г. р., краснофлотец ТЩ-114, уроженец г. Мурома. Призван на службу в 1942 году. Погиб при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года.

ВЕСЕЛОВ Петр Павлович, 1918 г. р., старшина 2-й статьи ТЩ-118, уроженец г. Горького. Призван на службу в 1939 году Сталинским РВК г. Горького. Погиб при выполнении боевого задания 12 августа 1944 года.

ЛАПШИН Николай Александрович, 1926 г. р., краснофлотец, специалист аэродромной службы, уроженец д. Семенцево Кстовского района. Призван на службу в 1944 году. Находился на пассажирском транспорте «Марина Раскова», направляясь к месту службы. Погиб при торпедировании пассажирского транспорта 12 августа 1944  года. В Книге Памяти Калининградской области значится погибшим, в Книге Памяти Нижегородской области — пропавшим без вести.