Posted in Благовест
14.10.2015

Не ступал за чур пращур

Вы абсолютно правы. «Чур» у наших предков, язычников-славян, был божеством, причем не особо высокого ранга, скорее полубогом, мифическим существом. Он считался покровителем и оберегателем границ поземельных владений. А ведь все славяне, в том числе русские, были преимущественно хлебопашцы, и всякому был дорог тот участок земли, который он с величайшим трудом отбил у леса и болота.

Бога чура олицетворяли в виде деревянного короткого обрубка, на нем вырезали сначала кремнем, а потом и железным ножом условные знаки, обозначавшие имя семьи и владельцев. Такие обрубки сохранили древнее название свое в словах, уцелевших до нашего времени: чурка, чурбак, чурбан, чушка, чурак. Они ставились по межам, и эти «чуры» почитались предметами священными и неприкосновенными. Вырванные случайно, они должны были заменяться новыми тотчас же, чтобы не свела неосторожные руки судорога, чтобы не высохли они на том же месте. В Белоруссии даже существовало выражение: «Чурочками клянусь, што гэтого не буду дзелать». Говорили: «Не ступай за чур» (за черту), «Не лей через чур» (через край) и т. д. Так появилось современное наречие «чересчур», то есть слишком, сверх меры, а глагол «чураться» означал «сторониться, удаляться, не любить».

И еще был обычай. Предположим, едут люди по дороге и видят оброненную, потерянную кем-то вещь. «Чур одному!» — спешит выговорить тот, кто первым заметил находку. Этим запретным словом он бесспорно заручил ее за собой. «Чур вместе», — торопятся выговорить все товарищи, если увидели находку все разом. Зачурованные находки назывались также «чурами», а люди, которым посчастливилось, — «чураками».

Чур охранял и от нечистой силы. «Чур меня!» — говорили те люди, которых поражало какое-нибудь неожиданное явление. В особо опасных случаях еще и очерчивали вокруг себя круг.

По народному поверью, помогало слово «чур» тем, кто находил клады. Зарывались клады с зароками, например, на три головы молодецкие, на сто голов воробьиных и т. п. Три головы должны погибнуть при попытке овладеть кладом, следующему, четвертому, он обязательно достанется. Когда клад выйдет наружу, черти начнут стращать, тут слово «чур» и очерченный круг только и спасают. А на архангельском Севере люди верили, что клады достаются только тем, кто не обманывает Бога, то есть тем, кто, заприметив клад, скажет три раза: «Чур мой клад с Богом пополам». Это значит, что он дал твердый обет половину открытого отдать на доброе дело или в пользу церкви.

Слово «чур» знакомо нам с ранних лет. Каждый в детстве, участвуя с товарищами в играх, оговаривался: «Чур мое место, чур я первый, чур не я».

Таким образом, немудреное слово живет уже тысячи лет, к тому же осталось в фамилиях: Чуров, Чуриков, Чурин, Чурсин, Чураков, Чурбанов.

Рубрику ведет Наталья ОГАНИНА,филолог. 468-57-45