26.05.2011

Знали силу слова «надо»

— Валентин Владимирович, для вас история местной МТС не является белым пятном…
— Информации немало. Для начала замечу, что машинно-тракторные станции в стране стали  создаваться еще в конце 1920-х годов. Но их создание — растянутый во времени процесс. Перевозский район не мог быть идущим впереди в этом деле, поскольку образован лишь в 1935 году. Ну а МТС начали создавать год спустя. Отвели участок земли площадью три гектара напротив железнодорожного вокзала. За лето построили контору, три навеса для хранения техники. В течение 1936 года наша МТС получила 37 тракторов, 31 тракторный плуг, 15 сеялок, 12 прицепных комбайнов «Коммунар».
— Значит, жители района впервые увидели трактор на своей земле в 1936 году?
— Нет, раньше. Еще до образования  района в наших местах были созданы совхоз имени Дзержинского (на территории бывшей помещичьей усадьбы Нейгарта) и коммуна «Батрак» – на территории хозяйственного двора Ягодинского монастыря. Вот они-то и получили первые тракторы.
Расскажу, как это случилось. В 1933 году в Москве проходил первый съезд колхозников-ударников. В качестве делегата в его работе участвовала телятница совхоза Раиса Павловна Усягина. Да не просто участвовала, а выступала. Говорить ей надлежало по бумаге, но, как она рассказывала, когда вышла на трибуну и оказалась рядом со Сталиным, строчки начали расплываться в глазах. Отодвинула лист, собралась с духом и сказала свое. Сказала, что работают в совхозе не жалея сил и  еще лучше будут работать. Но одно плохо: нет ни одного трактора. А по слухам, они в деревню идут. Вот бы и совхозу имени Дзержинского парочку…
Задержалась Раиса Павловна в Москве на день-другой. А когда вернулась в поселок, там уже получили два трактора.
Что касается коммуны «Батрак»,  тут такая история. Прослышал про ее дела секретарь губкома партии Жданов. Приехал, посмотрел, понравилось ему увиденное. И пообещал трактор. Слово свое сдержал, получил его «Батрак».
— Именно благодаря МТС сельский труженик проявил интерес к технике и стремление к ее познанию. Об этом не раз слышал от отца, который несколько лет возглавлял МТС в одном из районов на севере области. Наверняка такое проявилось и в Перевозской машинно-тракторной станции…
— Да, и профессионализм у людей проявлялся, и знали они силу слова «надо». Если говорить о бригадирах тракторных бригад, а таковых было семь, то особо известными стали Василий Иванович Рябов и Михаил Николаевич Касицкий.
Услышал я в свое время от Касицкого такую историю. Однажды в поле сломался трактор. Ждать механика – значит терять драгоценное время. Разобрали узел, извлекли вышедшую из строя деталь. Михаил Николаевич тут же выпросил в селе верховую лошадь и быстро отправился в Перевоз. Прискакал назад с деталью, поставили ее в узел, и пошел трактор.
Другой случай был в селе Тилинине в годы войны. В период страды вышла из строя жнейка. Тоже деталь какая-то подвела, а в мастерской ее не оказалось. Так мужики в течение ночи сделали точную форму, раздобыли в Перевозе каменного угля, расплавили на костерке металл, залили его в форму. К утру новая деталь была готова.
А вот что рассказывала одна из первых женщин-трактористок Дарья Краскова. Дело тоже было в годы войны. Пахала она поле, оглянулась и видит: бежит следом Михаил Николаевич Касицкий и кепкой машет. Остановилась: в чем дело? Подбегает Касицкий: «Неужели не слышишь, что у тебя двигатель только на трех цилиндрах работает? Один-то из строя вышел!» Вскрыли двигатель. Точно, в одном цилиндре закоксовались, залегли маслосъемные кольца. Как тонко чувствовал человек рабочую песню мотора!
А организационная сторона как выглядела? Сегодня может показаться невероятным, что так можно работать. Если, скажем, весновспашку в одном месте заканчивали в десять часов вечера и надо было переезжать в другое село, то ночью и переезжали. Фар у тракторов не было, вешали на радиатор керосиновые фонари — и вперед. С ними и ночью пахали.
В связи с этим о другом не могу не вспомнить для сравнения. В семидесятых годах заглянул как-то во время уборки в то же Тилинино. Смотрю, средь бела дня стоят в поле два комбайна, молодые мужички полеживают на соломе. Оказывается, что-то сломалось, ждут машину из сельхозтехники. Приехала машина, поругал мужичков механик: была же такая запчасть в хозяйстве, но не пожелали механизаторы посмотреть и без промедления заменить.
— Кстати, о механизаторах. Ведь их обучали для всего района именно в МТС.
— Как не вспомнить «лялинскую академию». Говорю без иронии, с глубоким уважением к Павлу Ивановичу Лялину, бригадиру тракторной бригады. Замечательный специалист, он начиная с 1939 года до начала пятидесятых осенью объезжал села и набирал из каждого по два-три человека на курсы трактористов. Группа из 25-30 человек проходила обучение в течение полугода. Учеба строилась так: полдня теория, полдня практика в мастерской.
Весной выпускники сдавали экзамены. Хорошие знания показывали, грамотные механизаторы из них получались. Оставались в своих селах, на своих полях работали.
Как-то решил я подсчитать, во сколько же обходилась дешевле подготовка механизатора в «лялинской академии» по сравнению с подготовкой в ПТУ. В сто двадцать раз!
Что и говорить, добрую память оставила о себе МТС.

Беседу вел
Виктор КОМАРОВ.