Posted in Благовест
27.08.2015

Учтивость пишущих

Раньше словари объясняли значение слова «студент» только как «учащийся высшего учебного заведения» (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Ушакова, 1996 г., Современный словарь иностранных слов, 1992 г.). Однако сейчас значение слова стало шире, и это зафиксировано в словарях. Так, в Новейшем словаре иностранных слов и выражений, 2001 г., читаем: «Студент — учащийся среднего специального или высшего учебного заведения; в США так называют старшеклассников общеобразовательных средних школ».

Расширение, изменение значения слов — обычное явление для любого языка. К примеру, слово «картина» до эры кинематографа обозначало произведение художника-живописца, а позже так стали называть и фильм (кинокартина, картина). Сейчас же в этом значении слово почти не употребляется.

Что касается второго вопроса, правильно будет сказать «пюре со вкусом курицы». Ведь прилагательное «куриный» означает, во-первых, принадлежащий курице (куриные перья), во-вторых, сделанный из мяса курицы (куриные котлеты), и в-третьих, «куриные» — отряд птиц, к которому принадлежат домашние куры, цесарки, рябчики и др. «Пюре с куриным вкусом» — выражение не литературного, а разговорного стиля, чем реклама, кстати, часто грешит.

Неточности в употреблении русского языка порождают и неточности понимания сути высказывания. Так, все знают, что мульчирование (англ. «mulch» — обкладывать навозом, соломой) — это покрытие почвы мульчей — перегноем, мульчбумагой и т. п., что снижает испарение влаги, предупреждает замерзание почвы. Логично предположить, что мульчер — это агрегат, который разбрасывает эту самую мульчу. Но в одном рекламном тексте читаем: мульчер — «оборудование для мульчирования веток и невысоких деревьев, а также пней…» Возникает недоумение: зачем же ветки и пни мульчировать? Далее выясняется, что мульчер — это спецоборудование с мощными зубьями, которые удаляют из почвы древесно-кустарниковую растительность и пни. Правда, после работы агрегата на земле остаются опилки, которые фактически и являются мульчей.

А ведь рекламный текст должен быть четким, ясным и не создавать проблем с пониманием, как, впрочем, и любой другой текст. Как отмечал французский писатель Ж. Ренар, «Ясность — это учтивость людей пера».