11.08.2015

В бой идут одни старики

Жатву в «Ниве» начинают по росе, не дожидаясь, когда утреннюю влагу подсушит солн­це. Руководитель предприятия Алексей Перов считает, что лучше зерно чуть доработать, чем потом вести уборку по дождю. Погода-то нынче не балует…

— А когда баловала? — задается вопросом Алексей Николаевич. — Что ни год, то какие-то катаклизмы. Этим летом град много шума по области наделал. У нас тоже был, но большой беды не натворил. Да и обильные дожди, что лили последние недели, вреда не нанесли. Полегания ни на одном поле нет, зерно не прорастает.

Пока погода стоит, терпит. Вот и выходят поутру восемь комбайнов, ведут уборку озимой пшеницы. Она в хозяйстве расположилась на площади 1600 гектаров. А всего пашня занимает 7333 га. Выращивают горох, горчицу, овес, ячмень, рапс.

— Предприятие является элитхозом по зерновым, — рассказывает Алексей Перов. — Производим семена озимой и яровой пшеницы, горчицы, гороха. А в прошлом году стали заниматься многолетними травами. Собрали семена люцерны и клевера. Работу продолжаем. На подходе семенной материал козлятника, овсяницы. Как оказалось, семена многолетних трав довольно востребованы, мало кто в области ими занимается.

В «Ниве» производство семенного материала отлажено до мелочей. На отдельных участках — площадью от двух до 10 гектаров — проводят испытание сортов. За тем, как ведет себя культура того или иного вида в наших условиях, внимательно следит агроном Любовь Наумова. В хозяйстве пробуют и нерайонированные сорта.

— Работаем с белорусскими селекционерами, — говорит Алексей Николаевич. — Сотрудничаем с одним из научно-исследовательских институтов этой страны. Работаем с Ульяновским НИИ по гороху, овсу, с Владимирским НИИ — по пшенице, ячменю.

По словам руководителя хозяйства, семеноводство — дело выгодное. Например, горох производят только на семена. Как и горчицу. И проблем со сбытом никогда не возникало.

Производят на предприятии и семена рапса. Но эту культуру не только под будущий урожай растят. В прошлом году пропустили через пресс, в Лысково возили. Жмых использовали в качестве корма для буренок, масло пошло на продажу.

— Закупочная цена на масло хорошая — от 23 до 31 рубля, — рассказывает Алексей Перов. — Но нужны большие объемы. Если предлагаешь 30 тонн масла, то приезжают, забирают и деньги хорошие дают. Мы получили около 15 тонн, и с реализацией возникли проблемы.

Опыт прошлого года подтолкнул к размышлениям о том, а не приобрести ли собственный пресс. Возможно, в ближайшее время оборудование в «Ниве» появится. А пока подбирают сорта рапса с пониженным содержанием эруковой кислоты. Иначе жмыхом коров кормить нельзя.

Но рапс пока еще в поле — зреет. А вот один из участков под горчицей убрали. Сейчас ведут жатву семенных участков озимой пшеницы.

Заявки на семена уже по­ступают. Но не так активно, как в прошлом году. Видно, сказывается финансовое состояние сельхозпредприятий — экономят на всем, в том числе на семенах. Но только если засеять поле качественными семенами, можно рассчитывать на хороший урожай. Такой вывод сделал бывший главный агроном хозяй­ства Вадим Юнин, он всю свою трудовую деятельность изучал, какую отдачу получаешь от семян элиты, первой репродукции, второй… Итог такой: только элита дает отличный результат.

Сейчас Вадим Борисович на заслуженном отдыхе, но совсем от дел не отходит, помогает коллеге, сменившему его на посту главного агронома. Теперь растениеводство возглавляет Александр Шавин, недавний выпускник Нижегородской сельхоз­академии.

— Ответственный, серьезный, работает вдумчиво, — отзывается о специалисте Алексей Перов. — У нас планерка в хозяй­стве начинается в 6 часов, он до этого времени объедет четыре тока, посмотрит, как там дела. А рабочий день у него заканчивается после 10 вечера. Когда на токах третью смену выставит, задание даст, проконтролирует, только тогда домой уходит.

А между этими временными отметками главный агроном колесит по полям. «Нива» — хозяйство внушительное, земли ее от края до края растянулись на расстояние 25 километров. Это только в одну сторону. Вот и выходит: за день километров

250-300 наматывает.

К сожалению, поговорить с Александром Шавиным не удалось. Ехали в Семово, где два комбайна добирали с поля остатки озимой пшеницы, а он уже отправился на другой участок, в Окинино. Дела. Разговор отложили до осени, когда закрома заполнят под самый край и в поле ничего не останется.

— Пока убираем кромки полей, сорные участки, — рассказывает руководитель хозяй­ства. — И урожайность получаем около 34 центнеров с гектара. Потом, думаю, показатель еще выше будет.

Зерно не продают, отправляют на склад. Ждут хорошей цены. Когда уборку только начали, давали по 9-10 рублей за килограмм. Сейчас пшеницу берут по 8 с копейками.

— Возможно, часть зерна все же придется реализовать, — рассуждает Алексей Николаевич. — Если средств на проведение осеннего сева будет недостаточно. Но сначала постараемся реализовать семенной материал.

Впрочем, это дело будущего. А пока главная задача — убрать то, что вырастили. И решают ее опытные комбайнеры. Один из них Андрей Тюрин. Начинал когда-то помощником комбайнера, в поле отец брал. А потом, когда уже в хозяйство устроился, родительская «Нива» перешла к сыну.

— Девятнадцать лет тогда уже машине было, — вспоминает Андрей Геннадьевич. — А я на ней еще года три отработал.

Сейчас у него новый комбайн, второй год на нем жатву ведет. И теперь уже его сын в помощниках. Династия.

— Второй год на жатве работаю, — говорит Дмитрий Тюрин. — Основная обязанность — прочищать комбайн. Но отец доверял и самому жатву вести. Получилось неплохо.

Дмитрий у отца многому учится, перенимает его ответ­ственность, трудолюбие, умение справляться с трудностями. Эти качества помогли Андрею Тюрину в нынешнем году завоевать почетное звание «Лауреат года» в номинации «Сельское хозяйство» по Лысковскому району. На конкурс выдвинул коллектив предприятия. А конкурентов Андрей Геннадьевич с легкостью обошел: помогли достигнутые производственные показатели. Мало какое предприятие обрабатывает столько земли, в том у Тюрина определенное преимущество. Но это для конкурса плюс, а для работы скорее минус, нагрузка-то огромная.

— Многих механизаторов могу отметить, похвалить, — говорит Алексей Перов. — И водители отлично работают. У нас люди на постоянной основе трудятся. Со стороны редко привлекаем.

Да и не каждому теперь технику доверить можно. Механизаторов отправляют в Сергач на обучение. Сдают экзамен и получают право управлять трактором, грузовиком, комбайном, краном (в хозяйстве имеется собственный). Дорого, конечно, но от этого никуда не уйдешь.

— Наводить порядок нужно, контроль усиливать. Только делали бы это постепенно, — считает Алексей Перов. — Права для одного механизатора в 50 тысяч обходятся. А еще тахографы на грузовые машины ставить надо. Это еще от 38 до 50 тысяч. Некоторые автомобили используем всего две недели в году, в остальное время они стоят в гараже. Но без тахографа скоро за территорию выехать будет невозможно. Штраф.

Параллельно с жатвой в хозяйстве ведут подготовку к озимому севу. Подкупают ГСМ, удобрения. Цена на них, по сравнению с весной, снова поднялась. Но норму внесения снижать нельзя. Инвестировать в будущий урожай необходимо.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Лысковский район.