Posted in Семья
10.06.2015

Играет с нивой бесшабашный ветер

Когда-то в полутора километрах от Гавриловки, теперь центральной усадьбы агроплемкомбината «Мир», располагалась деревня Сорокино. Да случилась беда — в пожар выгорела чуть не дотла. Погоревали жители, да построили на том месте новую деревню, только имя ей другое дали — Беляево. Видно, от сороки в новую жизнь решили взять только светлые пятна, а темные в прошлом оставить.А еще прихватили упорство, настойчивость и удивительное трудолюбие. Картошку в Беляеве всегда сажают на 1 мая, тогда как в соседних деревнях дай бог к середине месяца раскачаются, а то только к концу.Из Беляева берет свое начало крестьянская династия Дорониных. Составляют ее три поколения. Но то ли еще будет…

Правнуки

Рассказ о династии начнем с конца, с правнуков. Меньше года назад в АПК «Мир» пришел на работу механизатор Яков Доронин. Имя редкое получил от прадеда, от него же досталось серьезное отношение к делу. То, что парень рукастый, выяснилось быстро. Производственным орудием Якова стал тридцатилетний Т-150 в полностью разобранном состоянии. На запчасти трактор разложил предшественник молодого механизатора, а собрать не успел. Яшу конструктор в реальную величину не испугал. Потихоньку по гаечке, по болтику машину собрал. Загудел трактор, запел мотор, закрутились ожившие механизмы… Умение парня вызвало уважение среди коллег, к нему, несмотря на молодость, обращаются более опытные механизаторы.

Весной на том самом Т-150 Яша провел первую свою посевную в хозяйстве. Доверенные участки обработал образцово, на совесть.

— Парень ответственный, — дает характеристику механизатору Валентин Зырин, начальник цеха растениеводства предприятия. — К технике щепетильно относится.

Азы мастерства Якову вложили в Ковернинском ПТУ. Он в училище был одним из самых старательных и прилежных. Даже на конкурсе отстаивал честь учреждения. Завоевал тогда первое место среди сверстников, обучающихся профессии механизатора, привез домой грамоту и подарок — набор инструментов.

— Нравится мне эта работа, — говорит Яков. — Мужская она.

Начинал трудовую деятельность в соседнем Городецком районе, оттуда родом жена Настя. Но познакомились, когда девушка в «Мире» ветфельдшером работала. А потом в одном из городецких хозяйств потребовался главный ветеринарный врач. Решили молодые перебраться туда, Настя — за опытом, Яша — за женой.

— Животных с детства любила, — рассказывает молодой специалист. — После 11‑го класса мама отправила в Работкинский колледж, потом в сельскохозяйственную академию поступила.

Настя могла бы пойти в ветеринарную клинику и жить в городе, но кошки да собаки — это не ее. Мелкий калибр. Другое дело коровы. К ним девушка с особым трепетом и почтением относится. А всего в пациентах у Насти и ее коллеги ветеринарного фельдшера две с половиной тысячи животных.

— Вернулись назад, в «Мир», — говорит девушка. — Коллектив здесь хороший, отношение доброжелательное. Квартиру обещают, пока там ремонт делают, но мы с мужем дом в Беляеве снимаем, думаем выкупить его, хозяйством обзавестись. Пока только кур держим, а если свой угол будет, подворье расширим.

Муж Насти за время ее работы стал ветбратом — часто помогает в работе. Бывает, вызовут в выходные или ночью, с ней на трудовую вахту заступает. Отелы принимает, доктору помогает.

— Интересная у меня работа, — говорит Настя. — Сейчас вот буренок на выставку отбираем. Первый раз решили участвовать в Агрофесте. Кандидаток начистим, лоска придадим, поставим на особое питание.

Стоит ли говорить, что дома у молодой семьи разговоры крутятся в основном вокруг работы. А если в гости заглянет двоюродный брат Яши Андрей, то тут вариантов никаких.

Это уже второе пришествие Андрея в АПК «Мир». Было время, в городе работал крановщиком. И зарплата неплохая, в разы больше, чем в хозяйстве, а все равно вернулся.

— Тянет, — объясняет он.

В поле класса с четвертого. И другой доли, кроме механизаторской, Андрей для себя не видел.

— Дорониных в гараже, когда технику к выходу в поле готовим, много собирается, — рассказывает молодой человек. — Главным механиком у нас тезка мой, Андрей Доронин, тоже из Беляева, дальний родственник. Хочется спасибо ему сказать за отношение особое — где запчасть получ-ше выдаст, где технику поновее доверит… Шучу, конечно.

Андрей — остряк и балагур, особое настроение создает. И не только на рабочем месте, такие качества и в семье значение имеют. Жена Светлана пока с малышкой Кирочкой сидит, ждут второго ребенка, мальчика.

У сестры Елены уже двое деток — мальчик в пятом классе, дочке пять лет. Лена тоже в «Мире»: то на току, то семена протравливает, то животных взвешивать помогает. Муж Елены, Николай Осокин, главный электрик в хозяйстве.

Внуки

А мама — передовая доярка, у вверенной группы коров самые высокие надои по хозяйству.

— Сейчас показатели на спад пошли, — скромничает Валентина Васильевна. — Коровы в запуске.

На ферму первый раз пришла в шестом классе, вместе со старшей сестрой. Та после школы дояркой устроилась, а Валя помогала. Бывало, чуть свет встанет и бегом на ферму, коров доить. Тогда все вручную делали, молоко в бачках переносили. Но не отпугнула тяжелая работа девочку, так и ходила в помощницах, пока школу не закончила.

А потом в «Мир» на швейное производство устроилась. В то время на предприятии производили постельное белье, рукавицы, безрукавки. Занятие как раз для женского пола. Потом производственная необходимость заставила Валентину Васильевну переквалифицироваться в строители — включили в состав бригады по реконструкции раздойного комплекса. И животноводство, получается, третья стезя, которую осваивает.

— В группе 51 корова, — рассказывает она. — Каждую дочку знаю, привычки, характер. Если вдруг захворает какая коровка, переживаю страшно.

В этом случае зовет на выручку сноху Настю. Так уж получилось, что девушка над свекровью начальница. Но это отношений между женщинами не портит. На работе Валентина Васильевна выполняет все предписания ветеринарного врача, ну а дома уже Настя прислушивается к советам свекрови.

Алексей Николаевич, муж Валентины Васильевны, в «Мир» сразу после школы пришел. В 10‑м классе получил права на управление трактором — и в хозяйство. Правда, работать начал еще с 13 лет, был помощником комбайнера, все лето в поле проводил. Конечно, побегать, погулять с мальчишками хотелось. Да куда там… С тех пор народную мудрость «Делу — время, потехе — час» усвоил крепко.

Теперь Алексей Николаевич в комбайне главный. 31 год на жатве отработал, три машины сменил.

— Раньше в хозяйстве 15 комбайнов было, — рассказывает он. — Теперь меньше, но мощных. Площади ни на гектар не сократили. Нагрузка в разы увеличилась, но справляемся.

Эта черта — не жаловаться, — у Дорониных семейная. Брат Алексея Николаевича, Анатолий, тоже на жизнь смотрит философски. Застали его на рабочем месте, в поле, на мощном тракторе с дискатором обрабатывал землю.

— Посевная неплохо прошла, — говорит он. — С выходными. Машина сломалась, пока ремонтировал, выходной был.

Анатолий Николаевич в поле с ранней весны до поздней осени. Сеет, корма заготавливает, зябь поднимает. А зимой с делянки лес перевозит.

— Долго говорить, какой это работник, не буду, — снова характеристика от Валентина Зырина. — Об ответственности его говорит такой факт: трактор ему доверили один из самых новых и лучших. В хозяйстве всего две такие машины. И слова тут больше не нужны.

В «Мире» работает и жена Анатолия Николаевича Людмила. Они с племянницей Еленой в одной бригаде.

— Хозяйство у нас хорошее, — говорит она. — Руководитель Александр Анатольевич Семенов всегда выслушает, постарается помочь.

Дети

Это два поколения крестьянской династии. А первыми в «Мир» пришли Федосия и Николай Доронины.

— И телятницей была, и косила, и траву ворошила, — вспоминает Федосия Николаевна. — Тяжело было, да никто не жаловался.

Работать до седьмого пота с детства привыкла. Папа до Берлина дошел и там погиб. Осталась мама с четырьмя детьми. Голодное послевоенное время тяжким бременем легло на Феню. Но не придавило, сильнее сделало.

Родом она из соседней деревни, там когда-то свой колхоз был, а когда с «Миром» объединили, перешла на работу в это хозяйство. В Беляево замуж вышла.

— Сначала с родителями Николая жили, — рассказывает Федосия Николаевна. — Они меня хорошо приняли, не обижали. Когда детки пошли, у нас трое сыновей, нянчиться помогали — детских-то садов не было.

Федосия Николаевна труженица славная, благодарностей и грамот получила много.

— У мужа наград не меньше, — говорит она.

Николай Яковлевич работал механизатором, водителем, а то в составе бригады дороги делал, это когда права отберут.

— А кто без греха, — отвечает Федосия Николаевна на вопрос, почему лишали права управления транспортным средством.

Муж у нее горячий был. Правду и справедливость отстаивал. Если что не так, в лицо говорил, не стеснялся. Но качества эти и в работе помогали.

Надо перегнать трактор или комбайн от города, доверяли только Доронину. На новой технике своим ходом до Гавриловки добирался. Сгружать машины с железнодорожной платформы исключительно Николай Яковлевич мог, другие с опаской к такому заданию относились, а он ничего не боялся.

Как не побоялся освоить и новое тогда в сельхозпроизводстве ремесло техника искусственного осеменения. Правда, работал по специальности совсем мало.

— Девять лет, как мужика схоронила, — говорит Федосия Николаевна. — Хорошо, теперь не одна живу, внук с семьей рядом. Они мне помогают. Я им — с правнучкой вожусь.

Федосию Николаевну приехал навестить старший сын Александр из Североморска. Он тоже начинал работать в «Мире», лен сшибал. А потом стал мичманом и жизнь свою связал с другими просторами, морскими.

Отец

Хоть дед Яков и не работал в «Мире», но трудолюбие и мастеровитость сыновья, внуки и правнуки от него унаследовали. Его до сих пор в Беляеве помнят. Добрый был человек, безотказный. Кто ни обратится, всем помогал. Утюги и швейные машины ремонтировал, обувь подшивал, зерно в жерновах молол. А еще любил говорить: «Кто водку пьет да рыбку удит, у того ничего никогда не будет».

Фамилия Доронины пошла от имени Дорофей, что в переводе с греческого означает «дар Божий». Судьба наградила эту семью многими милостями: любовью к истокам, притяжением к земле, умением в самом малом видеть значительное. Когда-то Николай Яковлевич в поле брал сыновей, те — своих детей. А Андрей уже мечтает, что покажет сыну, как играет на бескрайней хлебной ниве бесшабашный ветер.

Юлия МИНДАЛЁВА.

Ковернинский район.