Posted in Семья
04.06.2015

«В деревне Бог живет не по углам…»

Александр Гоголев после долгих поисков себя в жизни обосновался с семьей на малой родине — в деревне Осинки Семеновского округа. Когда-то в доме, где теперь обитают Гоголевы, на первом этаже располагался коровник подворья Крестовоздвиженского единоверческого женского монастыря. Но не это связывает семью с христианскими традициями, а простая, без эффектных и громких речей вера в Бога, которая однажды и привела сюда.

Духовная жизнь в здешних местах появилась еще до возникновения монастыря. Семеновский край, богато описанный в романе Мельникова-Печерского «В лесах», с XVIII века был центром нижегородского старообрядчества. Когда-то в окрестностях будущей деревни раскольники основали скит Спасова согласия. Во времена петровских гонений на поборников старой веры местная братия, не желая подчиниться воле архиепископа Питирима, сожгла себя заживо в своих кельях. Перед смертью иноки спрятали святыни в колодце, который дал начало святому источнику. Паломники чтут это место, ухаживают за могилами погибших за веру и облагораживают источник, вода которого обладает целебными свойствами.

В XIX веке поблизости от сгоревшего скита возник Крестовоздвиженский женский единоверческий монастырь. Единоверие — течение старообрядчества, которое при сохранении ортодоксальных традиций в богослужении и быту признает власть Патриарха Русской православной церкви. Позже рядом выросла целая деревня. Дореволюционные фотографии и документы говорят, что хозяйство было крепким — все крыши крыты железом, в конюшнях около тридцати лошадей, община владела обширными земельными угодьями. Однако, как ни странно, исследования участка с металлоискателем никаких свидетельств былой насыщенной жизни деревни и монастыря, кроме мелких медных монет, практически не дали. Земля будто впитала и растворила в себе историю вместе со всеми вещественными доказательствами.

Богоборческая политика советской власти коснулась и здешних обитателей. Монастырь был закрыт. От архитектурного ансамбля, состоявшего из четырех строений, до нашего времени дошло только три — зимняя церковь, летняя церковь и здание для прихожан. Пятнадцать лет назад семья Гоголевых и немногочисленные соратники начали восстанавливать один из храмов. При СССР здесь был клуб. В других монастырских постройках располагались токарные цеха, где из дерева точили домашнюю утварь. Теперь здесь царит запустение…

— Вот ведь ирония судьбы: когда был молодой, ходил сюда на танцы, а теперь возвращаю здание в лоно церкви, — говорит, вздохнув, Александр Кондратьевич. — Строим всем миром. Например, эту купель друг из Москвы подарил, вон ту икону — сын нашего первого батюшки, вообще каждая вещь в храме пришла к нам удивительными окольными путями. Было бы несправедливо сказать, что идея возродить старинный монастырь принадлежит мне. Этим занималась еще моя покойная ныне мама. Потом уже и я подключился. Многое удалось сделать, когда благочинным Семеновского района был Игорь Иудин. Сейчас он служит в Ивановской епархии…

Внутри храма убранство скромное, но все оборудовано согласно церковному уставу. Хотя главное пока не внешний вид, а чисто инженерно-технические нюансы. Строение деревянное, снаружи обитое железом, поэтому конструкции дряхлеют от влаги. Недавно провели электричество и установили работающую на нем систему отопления. Теперь в храме поддерживается нормальный микроклимат, что должно уменьшить сырость.

Подвижники понимают, что восстановить монастырь вряд ли сейчас удастся. Нужно вложить немалые средства, которые никто не даст, ведь жителей деревни можно по пальцам пересчитать, да и прихожане в церковь собираются только по большим праздникам. А вот организовать детский православный лагерь, как считает Александр Гоголев, вполне реально — земля вокруг лесистая, живописная, в самый раз для культурного и полезного для здоровья отдыха. Это станет началом второй жизни не только святого места, но и Осинок, потому что даже скудная инфраструктура даст людям возможность снова ощутить себя частью цивилизации.

Если деревянная церковь Воздвижения Креста Господня, давшая название монастырю, уже принимает верующих, то обезглавленная большевиками церковь во имя Тихвинской Божьей Матери только ждет своего часа. Некогда это был величественный храм с каменной кладкой, пятью куполами, семью колоколами и тремя престолами. Знала бы первая настоятельница монастыря инокиня Трифена, которая заложила эту церковь в 1855 году, что станет с плодами ее трудов… А вот здание для прихожан скоро тоже вернется из небытия. Аккуратно сложенный стройматериал свидетельствует о ближайшем начале работ. Пока точно не определились, как использовать дом. Скорее всего, здесь будут жить священнослужители, ведь храму нужен постоянный батюшка. Уже завезены металлические секции для ограды монастыря, значит, скоро он примет свои строгие очертания.

Большую помощь оказывает настоятельница Быдреевского монастыря матушка Иулиания. Скоро встанут на свое место царские врата, переданные в дар игуменьей Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде Филаретой. Не забывает о старинной обители и епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Хотели бы видеть здесь и митрополита Георгия. Может быть, при личном участии владыки дела пошли бы быстрее и плодотворнее, и церковь Воздвижения Креста Господня, а вместе с ней и весь монастырь вернули бы свое прежнее значение.

Видимо, непрост путь возрождения. Через испытания суждено идти по нему. Лет семь назад воссозданный храм обворовали — похитили старинные иконы. Ворами оказались мальчишки из соседней деревни. Когда недорослей разоблачили, они, пытаясь скрыть следы преступления, сожгли образа на костре. Знать, не ведали, что творили… А ведь монастырь еще с девяностых годов получил статус памятника архитектуры и градостроительства Нижегородской области и должен охраняться государством. Похоже, что пока его единственные защитники — неравнодушные жители деревни Осинки и их соратники.

— Иногда захожу в храм специально, чтобы почитать в его тиши Евангелие, — признается Александр Кондратьевич. — Книга старинная, датированная 1912 годом, к такой и прикасаешься-то с особым благоговением…

Дверь в церковь после нашей небольшой экскурсии снова запирается на большой скрипучий замок, и от этого становится немного грустно, будто душу деревни, что должна быть нараспашку, держат взаперти. Что делать, нет еще тут настоятеля. Вокруг руины, забытые не Всевышним, а людьми. Чуть поодаль за деревянным мостом несколько старых домов своими широкими стенами и высокими крышами напоминают о былом величии. Впрочем, весь этот неприглядный пейзаж сродни разрытой черной земле, ожидающей, что в ней снова посеют вечное и настоящее. Наверное, это и имел в виду Бродский, когда писал:

В деревне Бог живет не по углам,

как думают насмешники,

а всюду…

Андрей ДМИТРИЕВ.