04.06.2015

Здесь — мое начало

Призыв к землякамДорога, ведущая в сторону бывшей деревни Леонтьево, обычно пустынна. И только в канун дня памяти святого Николая Чудотворца здесь можно увидеть длинную вереницу машин разных марок. Это престольный праздник леонтьевцев, на который они приезжают целыми семьями уже 17 лет подряд.

А началось все с инициативы краеведа и учителя истории из соседнего села Панина Валентины Сустаевой, обратившейся к землякам с призывом возродить заброшенную деревню Леонтьево — родину известного поэта Ивана Рогова. К тому времени от нее осталось одно лишь название. Дома были разрушены, жители разъехались кто куда. Кстати, Валентина Сустаева написала гимн, которым открывается каждая встреча леонтьевцев.

На сей раз она была посвящена 70-летию Победы. В центре села у фотостенда бессмертного полка леонтьевцев сменяют друг друга в почетном карауле юнармейцы — учащиеся Елизаровской школы.

Минутой молчания почтили сельчане память погибших на фронте земляков — их 34. Из них четверо Роговых, в том числе знаменитый поэт Иван Рогов.

Не вернулись домой четверо Перевезенцевых, столько же братьев Наместниковых, а также отец с сыном Беловы и Бобылевы.

А братья Иван и Анатолий Губановы, которых разлучила война, встретились накануне Победы у стен рейхстага.

Нет уже в живых тех солдат, кому посчастливилось уцелеть на фронте. Но осталась память.

С фотографиями родственников и односельчан колонна бессмертного полка леонтьевцев прошествовала до часовни в честь Святого Николая, где священник отслужил молебен.

— Мой папа Михаил Александрович Наместников прошел всю войну, — рассказывает его дочь Алевтина Юрина. — Он умер 6 лет назад.

Наталья Ловушкина приехала из Тольятти, где давно живет с семьей. В ее руках фото дедушки Сергея Яковлевича Наместникова, погибшего в 1943 году.

— Эта фотография всегда висела на стене в доме моей бабушки, — вспоминает она. — Они коренные жители деревни.

Юная Ангелина Шепелева гордится своим прадедом Александром Колосовым, на войне он был тяжело ранен в голову. Правнучка фронтовика живет в Нижнем Новгороде.

— Я до последнего дня существования деревни приезжала сюда, — рассказывает ее мама Ольга Шепелева. — Жители отличались добротой, в любой дом можно было зайти запросто.

Хранят
как святынюСреди присутствующих был и участник Великой Отечественной войны Сергей Кузнецов. Он родом из соседней деревни Залесье, но знаком со многими леонтьевцами. Сергей Иванович попал на фронт в первый год войны после окончания павловского техникума и дошел по военным дорогам до Кенигсберга. А в мирное время долго работал преподавателем в Нижегородском институте развития образования.

Николай Наместников был еще подростком, когда началась война, но он хорошо помнит этот день.

— Стояла жаркая погода, у пруда в Леонтьеве было массовое гулянье, собрались жители из ближайших деревень, — вспоминает он. — Вдруг появился верхом на коне представитель райвоенкомата и объявил, что немцы напали на нашу страну. Это было страшное известие. Веселье сменилось плачем и растерянностью. Сразу троих мужчин взяли на войну. А потом стали приходить похоронки.

Жительница Вачского района Алла Рушева, прочитавшая трогательное стихотворение о детях войны, никогда не видела отца — ей исполнилось всего два месяца, когда его призвали в армию. Она как святыню хранит его письма — 87 солдатских треугольников.

— Я их все время перечитываю, — говорит Алла Сергеевна. — И кажется, что отец рядом.

Сергей Перевезенцев, по инициативе которого проводятся ежегодные встречи в Леонтьеве, тоже сын фронтовика.

— Я о своем отце многое узнал в архивах, — рассказывает Сергей Николаевич. — Он был ездовым, ежедневно доставлял продукты питания и патроны на передовую, был трижды ранен.

Сергей Перевезенцев предложил землякам отдать должное женщинам-ветеранам, чтобы их имена тоже пополнили леонтьев-ский полк.

— Считаю, что создание бессмертного полка — гениальная идея, — сказал сотрудник земского собрания Сосновского района Сергей Малышев. — Россия не забыла своих героев.

Торжественный митинг закончился ружейным залпом в честь всех, кто защищал Родину, кто ковал Победу в тылу.

Не теряют
оптимизмаВозрождение деревни начали со строительства часовни у въезда в Леонтьево в память о разрушенном храме с престолом в честь Святого Николая. Одновременно начали строить три дома. В одном поселилась молодая семья, которая завела большое хозяйство. Но вскоре они вернулись в город.

Сейчас за постройками присматривает еще один энтузиаст — Сергей Чаусов. Он же завел в Леонтьеве пасеку — на встрече всех угощали душистым медом.

— К сожалению, процесс возрождения деревни не такой быстрый, как мы думали вначале, — признается Сергей Перевезенцев. — Много было непредвиденных обстоятельств — злоумышленники срезали электропровода, сожгли дом и фруктовый сад, который мы посадили на одной из наших встреч. Словом, вставляли палки в колеса.

Мы пообщались с бывшими жителями деревни. Многие из них сейчас живут в Павлове. Например, Ираида Цветова.

— Мы переехали в город, когда мне исполнилось 13 лет, — вспоминает она. — До этого я училась в сельской школе. В Леонтьеве всегда было весело, много молодежи. Только моя бабушка Екатерина Алексеевна воспитала десятерых детей.

Анфиса Губанова — дочь погибшего фронтовика, живет в селе Лаптеве Павловского района. Она работала в колхозе до последнего дня, пока он не распался. Особенно нелегко было в военные годы, когда в деревне не осталось мужчин. Приходилось и косить, и лошадью управлять, и коров доить.

Юность Агриппины Беловой тоже пришлась на военное лихолетье.

Юлия Перевезенцева переехала в Леонтьево, когда вышла замуж. Работала в Елизарове, позднее переехала в это село, вырастила четверых детей.

— В Леонтьеве мы жили дружно, как родные, — вспоминает Юлия Васильевна. — Праздники отмечали всей деревней.

Галина Дувакина родилась в Павлове, но каждое лето ездила в Леонтьево — на родину матери.

— В деревне было очень интересно, — вспоминает она.

У павловчанки Жанны Селеховой тоже самые добрые воспоминания связаны с Леонтьевом. Здесь вырос ее отец Николай Перевезенцев, боевой летчик, сбивший 12 вражеских самолетов.

— Он познакомился с мамой на Кавказе в годы войны, а я родилась в Китае, — рассказывает Жанна Николаевна. — Когда папы не стало, мама вернулась на Кавказ, но каждый год приезжала на встречи в Леонтьево, считала деревню своей второй родиной. А папа не раз говорил: «Люди вернутся на эту землю». Его слова стали пророче-скими — домов не стало, но жители каждый год приезжают сюда.

Есть ли будущее у деревни? Сергей Перевезенцев, ныне живущий в Тольятти, не теряет оптимизма, уверен, что идея возрождения родной деревни не безнадежная.

— Смотрите, вокруг уже вспаханные поля, гудят трактора, значит, есть работа, — делится с нами Сергей Николаевич. — Построили часовню — будет и жизнь. Может быть, надо людям выдавать бесплатно по гектару земли, как на Дальнем Востоке, чтобы пашня не пустовала. Нас всех тянет сюда. Когда приезжаю в Леонтьево, заряжаюсь от родных корней.

Светлана ГУНДОРОВА.