Пойду на фронт добровольцем!
О войне, семье, учениках. Перебирали значки, медали, смотрели семейные альбомы. Словно заново читали книгу жизни. Вот лишь несколько страничек из нее.
Капа родилась в деревне Сосновке Кстовского района. В дружной семье Пановых было 10 детей. Мама работала в колхозе имени Глебова, отец трудился на производстве.
Девочка закончила 7 классов в Новоликеевской школе. А восьмой оканчивала в Кстове. Ходила пешком, причем в любую погоду – так хотелось учиться. Но планы нарушила война.
Все мирное население мобилизовали на рытье противотанковых рвов. Мама Капитолины болела, вместо нее пошла рыть окопы дочь.
Тех, кто рыл окопы, кормили утром и вечером. Картошкой, похлебкой. Парили тыкву в чугунках. С собой давали 300 граммов хлеба, который люди клали за пазуху, чтобы не замерз. Зима 1941 года пришла рано — снег выпал в сентябре.
Копать промерзлую землю было неимоверно тяжело. Ее долбили, отбивали лопатами, кидали на носилки и поднимали наверх. И так долгих три месяца.
— Однажды над нами низко-низко пролетал самолет, — вспоминает Капитолина Михайловна. — Мы, конечно, на землю попадали. А с неба закружились белые листовки. «Армия Ворошилова разбита, армия Буденного разбита…» — читали мы. Фашисты пытались деморализовать народ…
Потом Капитолина работала в военном госпитале в Зеленом Городе. Машин не было. Колхоз выделял подводы для доставки раненых. Медсестры часто приезжали за ними в Кстово на пристань. Санитарка Панова рядом.
Насмотрелись на человеческое горе. Запомнился Капитолине парнишка из Вологды, Володя Наволочкин. Нет обеих кистей — две лучевые кости казались клешнями. Ими он каким-то образом прихватывал ложку. Однажды боец сказал санитарочке: «Вот кончится война, ты выйдешь замуж за хорошего человека, и у вас будет три дочки». Она только улыбнулась.
В госпитале проработала целый год. Раненые прибывали и прибывали. Некогда было даже глаза сомкнуть, прикорнуть. Но девушку беспокоило не это — она не хотела отсиживаться в тылу. Капитолина решила: «Пойду на фронт добровольцем».
Их погрузили в товарный вагон, где были нары и печка-буржуйка, отправили в Калинин. Место там болотистое, Капа заболела малярией. Однако молодость победила, и юная защитница Родины быстро встала в строй. Ее приписали к 17-й железнодорожной бригаде второго Прибалтийского фронта под командованием генерала Говорова. Бригада эта наводила мосты через реки, прокладывала железнодорожное полотно.
В белорусском селе Новозыбкове состав загнали в тупик. Капитолину назначили телефонисткой. На коммутаторе она чувствовала себя хозяйкой, потому что могла соединить любую службу, передать любую команду, телефоно-грамму, восстановить связь.
— «Дон»! Ответьте «Ромашке».
— «Роза», «Роза»! Вас вызывает «Днепр»!
Потом были Великие Луки — большой железнодорожный узел. В доме, похожем на сарай, расположились штаб и коммутатор. Немцы начали бомбить. Было дежурство Капитолины Пановой. После окончания смены девушка поспешила тушить вспыхнувшие пожары. При этом проявила такое мужество, что о ней даже писали в дивизионной газете. Не сохранила заметку…
Победу Капитолина Михайловна встретила в Орске. Боевой путь закончила в звании ефрейтора. 5 декабря 1945 года демобилизовалась.
После войны вернулась домой, закончила Лысковское пед-училище, работала учителем начальных классов в деревне Крутой. В 1977 году переехала в Горький, учительствовала в школе № 119 Ленинского района.
Встретила любимого человека – Павла Ивановича Крестьянинова, тоже фронтовика. Вышла замуж. Купили дом в поселке Новое Доскино. Родилась дочь Наташа, через три года – двойняшки Таня и Валя. Как в воду глядел раненый боец Володя Наволочкин!
А Капитолина Михайловна Крестьянинова до самого выхода на пенсию работала педагогом. Так что, кроме трех дочерей, воспитала полторы тысячи учеников.
Валентина КАПИТАНОВА.