Либо славу держать, либо от славы бежать
Василий ПЕТРЕНКО.Н. Новгород.
Овтечает Наталья ОГАНИНА, филолог.
По одной из версий, слово «славяне» произошло от существительного «слово» и первоначально означало «понятно, ясно говорящие» в противоположность «немцу» (от «немой, говорящий непонятно»). Но мне ближе точка зрения ученого Юрия Миролюбова, который пишет в книге «Сакральное Руси» о том, что для наших предков божества были друзьями людей, и к ним последние обращались с хвалой, славили их, откуда и получили свое имя славян.
Кидаясь в сечу, славяне кричали: «Слава Перуну! Слава Дажьбогу! Слава Сварогу!» Нападавшие бывали оттеснены, и славяне пели, идя с поля битвы, славу богам, вождям и героям, ставя их наравне с богами. Отсюда слава стала синонимом храбрости.
Слава значит хвала. Слава была добрая, когда говорили: «Муж благ», и худая: «К нему не ходи, он бесславен». На юге России существовал обычай: там делали сочиво из риса с медом к панихиде по усопшему, и это блюдо называлось «славой».
Была ли письменность у славян? Некоторые ученые считают, что еще до христианства, до прихода святых Кирилла и Мефодия Русь обладала письменностью. Судите сами. Если в древнейшие времена на Руси было более трех тысяч городов, то в Скандинавии их было тогда всего семь. Русские вели обширную торговлю, а чтобы торговать, они должны были иметь свою письменность. В Новгороде большим почетом пользовался Числобог. Значит, и цифры существовали до появления святых Кирилла и Мефодия? Документов этого времени, к сожалению, мы не имеем. Их, вероятно, сжег Иван Грозный в момент ликвидации новгородских вольностей. Жгли их и греческие попы, вводившие христианство, много рукописей погибло при татарском нашествии, в польских войнах.
Возможно, в разных местах Руси письмена были разными: одни — на основе готской письменности, другие — ведической. В житии св. Кирилла (IX в.) сообщается, что, когда он приехал в Херсонес (Корсунь) в Таврии, он нашел там Евангелие и Псалтырь, написанные на известном ему русском языке, но неизвестными знаками, которые назывались «руськы письмены». Кирилл, видимо, взял за основу то, что было начато другими, реформировал и дал новый импульс русской письменности.